Иволгинский дацан

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» в Бурятии — это главный буддийский монастырь России и самый посещаемый. Здесь находится нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, ушедшего в нирвану в 1927 г. Наукой до сих пор не разгадана загадка его состояния, его нельзя назвать ни живым, ни мертвым.

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»

Цогчен-дуган в Иволгинском дацане
Главный соборный храм «Цогчен-дуган»

Адрес: Республика Бурятия, муниципальное образование Иволгинское, село Верхняя Иволга

Буддизм пришел в Россию из Тибета и Монголии через Прибайкалье, на смену местным верованиям — шаманизму. В 1764 г. Екатерина II утвердила институт Пандито Хамбо-ламы — главы буддийской церкви Прибайкалья. Эту дату считают официальным признанием буддизма, как одной из государственной религии Российской империи.

В 1917 г. в Забайкалье действовало 44 дацана — буддийских монастырей-университетов. В 1930-е годы в результате проводимой в СССР антирелигиозной политики все дацаны и дуганы (храмы) были закрыты и разрушены, многие ламы репрессированы.

В 1945 г. режим атеизма в стране немного смягчился. По просьбам верующих в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дуган (храм). Через несколько лет, когда была выделена земля для домов лам, здесь начал действовать монастырь. Он стал первым в СССР после долгих лет запрета. С его открытия началось возрождение буддизма в Бурятии.

Внутри буддийского храма

Сейчас Иволгинский монастырь-дацан является центром крупнейшей в стране Буддийской традиционной сангхи России (БТСР). Глава БТСР носит титул Пандито Хамбо-лама. Дацан расположен в 36 км от столицы Бурятии Улан-Удэ. Его самой главной святыней дацана является нетленное тело ламы Итигэлова.

Архитектура дацана

Дуган Зеленой Тары
Дуган Зеленой Тары

Иволгинский дацан является крупным монастырем, в который входят:

  • Чойра-дуган — первый храм в дацане, впоследствие переданный факультету философии, здесь готовят священнослужителей. В буддийском университете изучают астрологию, тибетскую медицину, философию, религиозные обряды.
  • Цогчен-дуган — центральный храм, освященный в 1976 г.
  • Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е годы.
  • Дэважин-сумэ (Чистая Страна Будды Амитабхи) — второй Цогчен-дуган, глинобитное восьмистенное двухэтажное здание (построен в 1970 г.);
  • Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвящен защитникам Учения Будды, построен в 1986 г.
  • Оранжерея для священного дерева Бодхи. Бодхи — это дерево, сидя под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.
  • Священные ступы-субурганы.
  • Молитвенные барабаны хурдэ, в каждом котором находится свиток молитвы «Ом мани падме хум». Считается, что тот кто приводит в действие барабаны, совершает молитву. Чем больше движущихся барабанов, тем больше молитв одновременно совершается.

Субурганы — это культовые буддийские сооружения со шпилем наверху, каждое из которых связано с определенным происшествием из жизни Будды. Буряты и монголы называют их ступами. Существует 8 видов ступ: Лотоса, Просветления, Поворота Колеса Дхармы, Великих Чудес, Схождения с небес Тушита, Единения, Победы, Паринирваны.

Еще здесь есть музей, кафе, гостиница, магазины сувениров, подарок скульптора Даши Намдакова — бронзовая скульптура Маленький Будда. За оградой монастыря стадион, на котором проводятся соревнования по традиционным бурятским видам спорта.

Читайте также:  Достопримечательности Байкала

На территории расположены резиденция Пандито Хамбо-ламы и деревянные жилые дома лам, выполненные в виде русских изб. В них ламы не только живут, но и принимают посетителей. На окнах висят таблички: «Астрология», «Лечение», чтобы желающие выбрали нужное направление консультации. За общение с ламой надо сделать пожертвование.

Майдари-хурал

Наиболее зрелищно посещать дацан во время больших буддийских праздников, особенно Майдари-хурала (круговращение Майтреи). Это праздник, посвященный приходу на землю Майтреи (по бурятски — Майдари) – Будды Грядущего мирового периода. Он проходит во всех крупных буддийских монастырях ежегодно в 4-й день шестого месяца лунного календаря (в июне-июле).

Из главного храма дацана выносят большую позолоченную статую Майдари. Ее ставят под балдахин на колесницу, в которую впряжен макет белого слона или зеленого коня. За колесницей следуют ламы, играющие на ритуальных музыкальных инструментах, а также монахи, несущие на шестах буддийские хоругви. Окруженная верующими колесница торжественно совершает обход вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца. Обряд Круговращения был введен в Тибете в 1409 г.

Нетленное тело ламы

Даши-Доржо Итигэлов
Даши-Доржо Итигэлов

Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов (Этигэлов) (1852-1927) был главой буддистов Восточной Сибири в 1911—1917 гг. Родился в местности Улзы Добо (сейчас это территория с. Оронгой Иволгинского района). Рано осиротев, работал пастухом в родном селе.

Отправился учиться в 15-летнем возрасте в Анинский дацан, пешком пройдя сотни километров. Продолжил обучение в Аларском дацане. В 1895 г. был зачислен в штат Янгажинского дацана, а в 1904 г. стал его настоятелем. В 1911 г. стал Пандито Хамбо-ламой.

Читайте также:  Остров Ольхон на Байкале

После революции вернулся в родной Янгажинский дацан и по его собственной просьбе был освобожден от должности Пандито Хамбо-ламы. Защищал лам во время их гонений советской властью. Скорее всего был бы репрессирован, как и множество других служителей культа, но решил добровольно покинуть этот мир.

Согласно легенде, 15 июня 1927 г. Итигэлов в кругу своих учеников стал читать молитву сопровождения умершего. Сидя в позе лотоса впал в глубокую медитацию — ушел в нирвану. Ученики поместили ламу в кедровый куб и похоронили в земле.

В тайне от властей тело Итигэлова дважды откапывали — в 1955 г. и 1973 гг. Его доставали из деревянного саркофага, убеждались в его нетленности, переодевали и закапывали обратно.

10 сентября 2002 г., уже с официального разрешения властей и согласно завещанию Итигэлову, он был извлечен из земли в третий раз и перенесен в Иволгинский дацан. На следующий день было проведено медицинское обследование тела (трупа), согласно которому было установлено:

«Кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго-эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено»

Акт наружного осмотра эксгумированного трупа, проведенного в помещении Иволгинского дацана. 11 сентября 2002 г.

В 2003 г. для хранения нетленного тела было решено построить дворец-храм в Иволгинском дацане. 31 октября 2008 г. тело было торжественно освящено и перенесено в Благословенный дворец. К слову, это самое красивое здание на территории. Оно было построено по проекту не сохранившегося Деважин-дугана, который лично построил Даши-Доржо Итигэлов в 1906 г.

Читайте также:  Достопримечательности Иркутска

Жив или мертв

Нетленное тело Итигэлова
Нетленное тело Итигэлова

Много лет тело Итигэлова в позе лотоса находится в стеклянном саркофаге, теперь это главная реликвия российских буддистов. За телом ухаживает лама — переодевает его и охраняет. К нему приезжают известные люди и политики, многочисленные паломники, чтобы поклониться и получить благословение, загадать желание и исцелиться. Туристы, далекие от буддизма, приезжают из любопытства, чтобы взглянуть на местное чудо.

Дворец Итигэлова
Дворец Итигэлова

Чтобы точно сказать, жив или мертв Итигэлов с научной точки зрения, тело необходимо предоставить медицинским и биологическим экспертам. Но все исследования тела были запрещены с 2005 г. главой Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Не разрешается делать его фото и видеосъемку. Нижняя часть лица всегда прикрыта повязкой. Не известно, какие изменения произошли с телом с 2002 г.

Чудо должно оставаться загадкой, волновать воображение и любопытство, манить и привлекать тысячи паломников и туристов. Иначе, какое это чудо, если все будет разъяснено сухим языком науки.

Оцените статью:
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий