Поселок Железнодорожный (бывший Гердауэн) в Калининградской области является одним из самых исторических мест. Здесь хорошо сохранились жилые дома и хозяйственные постройки XV-XX веков. Основные достопримечательности Железнодорожного — кирха и замок XIV века, мельница и крайсхаус Гердауэна начала XX века.
- Достопримечательности Железнодорожного на карте
- Как добраться до Железнодорожного
- Интересные факты про Гердауэн
- Возрождение Железнодорожного
- Дорога в Железнодорожный
- Кирха Гердауэн
- Замковая мельница
- Замок Гердауэн
- Квартал исторической застройки
- Крайсхаус Гердауэна
- Музей патефонов
- Шлюз №5 Мазурского канала
- Правдинск
Достопримечательности Железнодорожного на карте
Как добраться до Железнодорожного
На автобусе: из Калининграда с Южного вокзала на маршрутах №509, 520 и 534. Время в пути — около 2-х часов.
На рельсобусе: из Калининграда с Южного вокзала, уходит в 9.20, прибывает в 11.40, обратно идет в 15.55, прибывает в 18.18. Единственная остановка в Черняховске продолжительностью 15 мин. Время в пути: 2 ч 20 мин.
Рельсобусы ходят с мая по сентябрь, по выходным и праздничным дням.
На машине: время в пути около 1 ч 20 мин.
Рядом с поселком находится граница с Польшей, поэтому с собой нужно иметь паспорт.
Интересные факты про Гердауэн
- Город был основан в 1325 г. немецким рыцарем Тевтонского ордена Хайнрихом фон Айзенбергом, который на месте бывшей прусской деревянной крепости построил каменный замок и плотину с водяной мельницей.
- Гердауэн произошло от имени одного из племенных вождей пруссов Гирдава и переводится, как «говорить». Гирдава принял христианство и власть крестоносцев.
- Город носил название Гердауэн до 1946 г. Был переименован после присоединения к СССР.
- Славился Гердауэн пивоварнями. Перед войной здесь работала пивоварня «Brauerei Kinderhof». После войны она была преобразована в пивоваренный завод, где делали пиво «Жигулевское» и сладкую газировку.
- Население — примерно 2,5 тыс. человек.
- Расстояние до Калининграда — около 80 км.
Возрождение Железнодорожного
Еще несколько лет назад поселок умирал. Все местные заводы были закрыты, включая известный пивоваренный. Расположенный на юге области, вдали от моря, Калининграда и дорожных магистралей Железнодорожный мало интересовал туристов. Да и туристическая инфраструктура полностью отсутствовала, здесь не было даже кафе. Исторические здания без ремонта и надлежащего ухода разваливались, а некоторые и вовсе были разобраны на кирпич местными жителями.
Чтобы вдохнуть жизнь в поселок, собирались открыть погранпереход с Польшей, которая начинается уже за окраиной города, но этот проект теперь заморожен на неопределенное время.
Все изменилось в 2019 г., когда власти Калининградской области (по инициативе губернатора Алиханова А.А.) решили заняться восстановлением домов Железнодорожного. Работы осуществляет фонд капитального ремонта Калининградской области.
Поселок сильно преобразился: отремонтированы десятки старых домов и центральная площадь, приведены в порядок территория и дороги, открыт фонтан со скульптурой пивовара. Здесь начали открываться кафе и гостиницы, планируют открыть музеи.
Сейчас в Железнодорожный туристы едут охотно. Количество экскурсий в малые города Калининградской области с каждым годом увеличивается. В них хорошо сохранилась атмосфера и очарование немецких городков.
Дорога в Железнодорожный
В Калининградской области сохранились кое-где немецкие дорогие — узкие, с живописными аллеями деревьев по обочинам. Традиция сажать деревья по краям дороги уходит в далекое прошлое Пруссии. Сначала это делали, чтобы укрепить тракты среди топких низин, потом чтобы тень деревьев спасала от палящего солнца, ливней и ветра, а затем, чтобы скрывать передвижения войск и военной техники от вражеской авиаразведки.
Придорожные аллеи стали символом Калининградской области. В народе их называют «последние солдаты вермахта», так как при столкновении автомобиля с деревом, часто гибнут люди. Как и любая дорога, немецкие требуют аккуратного вождения и соблюдения скоростного режима.
Аллея черешчатого дуба на дороге из Правдинска, участок от поворота на поселок Сопкино до Железнодорожного длиной 10 км, является одной из самых красивых в области. Настоящее эстетическое удовольствие ехать по такой дороге.
Кирха Гердауэн
Самое высокое здание поселка — приходская кирха Гердауэна. Она была построена из красного кирпича в 1345 г. Высота ее башни достигает 42 м. Северная сторона кирхи без окон, так как она была частью городской стены.
В Первую мировую войну кирха сильно пострадала, но была восстановлена. Во Вторую мировую не получила повреждений и использовалась в 1948-1957 гг. под Дом культуры, а потом здесь был склад. Долгое время без ремонта сделало свое дело: кирха стала разрушаться. Провалилась крыша, нарушилась кладка. В 1990-е гг. были выполнены ремонтно-реставрационные работы.
Сейчас кирха доступна для осмотра. По узкой винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться чудесными видами сверху. В 2023 г. здесь открылся музей стекла. Среди экспонатов — старинные бутылочки духов, бутылки из-под алкоголя, специй.
В ближайшее время в кирхе планируют выполнить консервационные работы — сделать облегченную кровлю, чтобы защитить здание от влаги.
Замковая мельница
Адрес: ул. Черняховского, д. 31.
Большая мельница из красного кирпича была построена в 1909 г. на месте старой, построенной в 1325 г., имеющей большое водяное колесо. После войны мельница работала по своему назначению. В 1979 г. была заброшена и постепенно превратилась в руины. Сейчас здание получило вторую жизнь, с 2021 г. собственник восстанавливает его, чтобы открыть здесь гостиницу. Рядом с мельницей он уже открыл семейное кафе «Старая мельница».
Мельница расположена рядом с озером, образованное плотиной на реке Железнодорожной (бывшее название Омет). На озере есть пляжная зона и лодочная станция.
Замок Гердауэн
Адрес: ул. Черняховского, д. 27.
Замок Гердауэн расположен на горе. Подняться к нему можно по лестнице с крутыми, каменными ступенями, расположенной рядом с мельницей. Либо от мельницы пройти дальше на Пивзаводскую улицу, напротив Петропавловского собора свернуть на небольшую, вымощенную дорожку и идти к воротам в виде неоготической арке.
В середине XIX века крепость была продана полковнику барону фон Ромбергу. В 1872 г. его сын Макс фон Ромберг снес старые постройки и построил на их месте дворянскую усадьбу. От орденского замка остались только подвалы.
Замок не сильно пострадал во время Второй мировой войны, но был разобран на кирпич уже в послевоенное время. С 1947 г. в помещениях конюшни и каретной находилась ветеринарная лечебница. Сейчас замок заброшен, от него остались только ворота с частью стены, руины западного флигеля, конюшни, каретная, колодец и замковые подвалы.
Квартал исторической застройки
Исторический квартал находится на улицах Первомайская и Пушкинская. Эти двух и трехэтажные жилые дома с красными черепичными крышами восстановлены фондом капитального ремонта, здесь по прежнему живут люди. Интерес представляют детали: ставни, входные группы, хаусмарки.
В квартале расположены печально известные фахверковые склады конца XIX – начала ХХ века, которые стали символом умирающего, депрессивного Железнодорожного. Склады были переданы в частную собственность двум владельцам в 1990 -е гг. в обмен на строительство нескольких сараев местным жителям.
Владельцы ни разу не сделали ремонт в разрушающихся зданиях и никак их не использовали. Они пришли в аварийное состояние и выглядели удручающе. Только в 2022 г. по инициативе властей склады были изъяты в судебном порядке у собственников и переданы новому инвестору. После восстановления здесь планируется открыть арт-пространство, кафе и сувенирный магазин.
Крайсхаус Гердауэна
Адрес: Коммунистическая ул., д. 39.
Крайхаус был построен в Гердауэне в 1905 году в стиле немецкого нового барокко по проекту известного немецкого архитектора Фридриха Хайтмана. В 1940-е г. здесь работала средняя школа, в 1950-е гг. детский дом, а затем дом-интернат №6 для детей-сирот.
Сейчас курхаус ремонтируют. Здесь собираются открыть курортный комплекс с гостиницей, апартаментами, бассейном и спа. Будет обустроен парк для отдыха посетителей.
Музей патефонов
Адрес: ул. Коммунистическая, д. 1. Часы работы: с 10.00 до 19.00 ежедневно. Вход бесплатный.
Музей патефонов — это небольшое уютное кафе и одновременно музей. В нем представлено около 50 экспонатов патефонов 1840-1940 гг. По желанию можно заказать экскурсию.
Шлюз №5 Мазурского канала
Мазурский канал — это водный путь длиной около 50 км, который начали строить в Восточной Пруссии еще в начале XX века, но из-за мировых войн, финансового кризиса его так и не достроили. После окончания Второй мировой войны 5 шлюзов оказались на территории СССР, а 5 других в Польше.
Сейчас Мазурский канал в России полностью заброшен. Полюбоваться шлюзом №5 приезжают много туристов. Находится он в 9 км от поселка Железнодорожный рядом с Озерками. Глубина шлюза — 15,5 м, необходимо соблюдать осторожность.
Правдинск
Бывший город Фридланд (здесь произошло Фридландское сражение), а сейчас Правдинск, находится в 23 км от Железнодорожного. Рекомендуется совместить посещение этих двух небольших населенных пунктов. В Правдинске находится кирха XIV века и другие интересные здания.