
Трехсвятская церковь в Саранске является одной из самых старейших и красивых в городе. В советский период здание использовалось не по назначению, в ней находился краеведческий музей. Сейчас это снова действующая церковь.
Трехсвятская церковь

Внушительных размеров церковь была построена в 1761-1765 гг. в нижней части Саранска, вдоль дороги на Пензу. Прежняя деревянная Казанская церковь не вмещала прихожан разросшейся Переведенной слободы. Улица, на которой стоит церковь, была названа в честь нее Трехсвятской (сейчас Московская). Кто является автором проекта Трехсвятской церкви, построенной в стиле провинциального русского барокко, неизвестно.
Холодный храм имел главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Теплый придел посвящен трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. В боковых приделах церкви размещались небольшие алтари во имя Симеона Странноприимца и Анны Пророчицы. Во втором ярусе колокольни находился престол в честь Параскевы Пятницы.

На севере от церкви находилась усадьба воеводы Каменицкого, известной тем, что сюда был приглашен на обед Емельян Пугачев, во время его посещения Саранска в июле 1774 г. Усадьба была разобрана еще в XIX веке, от нее сохранилась только одна небольшая хозяйственная постройка, получившая название Пугачевская палатка.
В эту каменную кладовую, построенную в 1765 г., бросали пойманных дворян до пугачевского суда, которых потом казнили или наказывали. Из-за доноса служанки на воротах своего дома была повешена хозяйка усадьбы Авдотья Каменицкая.
После революции

Адрес: г. Саранск, ул. Московская, д. 48.
Церковь была закрыта в 1935 г.. колокольню разобрали, крест сняли. Но все же храму повезло, он не был снесен, в нем на долгие годы разместился Центральный краеведческий музей, который переехал из приговоренной к сносу Владимирской церкви Петропавловского монастыря. Музей открылся для посетителей в 1937 г.
Во время войны

После начала Великой Отечественной войны музейная экспозиция была разобрана, а здание передано военному ведомству. Многие сотрудники музея, включая директора и заместителя, ушли на фронт.
В центральной библиотеке был отведен только один зал для музея. Фонды музея, около 10 тысячи единиц хранения, разместили в Пугачевской палатке и церковном сарае, не предназначенных для этого. За это время были утеряны и пострадали некоторые экспонаты.
Музей вернулся в помещение Трехсвятской церкви в августе 1944 г. Сотрудники музея разобрали многоярусные нары военных, сделали ремонт. Открытие музея состоялось 15 октября 1944 г.

В марте 1945 г. правительство Мордовии приняло решение о праздновании 75-летия со дня рождения художника Ф.В. Сычкова и 50-летия его творческой деятельности. 2 августа 1945 г. в здании музея открылась большая выставка картин.
После войны

В 1950-е и 1960-е годы в здание неоднократно проводили капитальный ремонт. Пространство храма было разделено на два этажа, оборудована лестница с балясинами.

Трапезную поделили перегородками на отсеки. К северной и южной частям здания были пристроены одноэтажные боковые постройки. Стены и потолки украсила художественная лепнина, изображающая исторические фигуры, символы и даты.

В 1974 г. бывшая Трехсвятская церковь вместе с Пугачевской палаткой получили статус памятника культуры. В 1995 г. церковь стала памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Музею все время не хватало площади для экспонатов и в 1977 г. к восточной части церкви был пристроен двухэтажный корпус с экспозиционной площадью в 270 квадратных метров.
Снова храм

В 2017 г. музей съехал в новое, можно сказать, гигантское здание, специально построенное для него на перекрестке Саранской и Красноармейской улиц. Теперь у него точно не возникнет проблем размещения фондов.

В 2022 г. здание было передано Русской православной церкви, здесь снова проходят богослужения.

Художественная лепнина, украшающая музейные залы, сбита. На белоснежных пустых стенах пока мало икон, часть из них дарят прихожане. Среди них выделяется красивая Феодоровская икона Божией Матери, вышитая бисером. Это подарок прихожанки, которая своими руками вышивала образ.

На куполе пока нет креста, а над входом в храм по-прежнему эмблема музея с ключом, на фронтоне — барельеф советского периода.

Какой станет церковь после реставрационных работ, насколько она приблизится к прежнему облику, будут ли ликвидировать многочисленные музейные пристройки и восстанавливать колокольню, мы увидим только спустя несколько лет. Главное, что этот замечательный памятник истории и архитектуры сохранился, и смог пережить тяжелые времена.
Рекомендуем прочитать: