Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — вид с южной стороны

Церковь святых Бориса и Глеба в Кидекше — уникальный памятник домонгольской Руси, заложивший основы белокаменного зодчества Владимиро-Суздальского княжества. Она была построена в 1152 году по указу князя Юрия Долгорукого и стала первым каменным храмом Северо-Востока Руси. Церковь сохранилась до наших дней, несмотря на войны, запустение и перестройки, и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кидекша — княжеская резиденция на Нерли

Святые ворота и ограда ансамбля в Кидекше
Святые ворота ансамбля Кидекши

Село Кидекша расположено в 4 км от Суздаля, у места впадения реки Каменки в Нерль. Название «Кидекша», вероятно, происходит из языка финно-угорского племени меря и означает «река Каменка».

В XII веке здесь находился укрепленный загородный двор Юрия Долгорукого, который позволял князю сохранять независимую резиденцию за пределами Суздаля. Фактически Кидекша в тот период являлась столицей Суздальского княжества.

Согласно преданию, именно в этих местах встретились первые русские святые князья Борис и Глеб, когда направлялись из Ростова к своему отцу — великому князю Владимиру. В память об этом событии Юрий Долгорукий повелел возвести храм Бориса и Глеба, ставший центром княжеской резиденции. Одновременно с храмом был построен замок, окружённый земляным валом и деревянными стенами.

Кидекшская крепость занимала стратегически важное положение — она контролировала речные пути в Суздаль, через которые проходили ключевые торговые маршруты.

Архитектура церкви Бориса и Глеба

Западный фасад церкви Бориса и Глеба с центральным входом
Западный фасад храма с притвором и центральным входом

Церковь Бориса и Глеба представляет собой крестово-купольный четырехстолпный храм с одной главой и тремя апсидами. Его мощные каменные стены и узкие, напоминающие бойницы окна придают сооружению сходство с крепостью. По архитектурному типу храм близок к Дмитриевскому собору во Владимире и церкви Покрова на Нерли.

Сегодня храм значительно отличается от своего первоначального облика. В конце XVI — начале XVII века обрушились часть сводов и глава. Историки связывают это с длительным периодом запустения Кидекши: отсутствие кровли привело к постепенному разрушению конструкции.

Восточная часть храма с тремя апсидами
Восточный фасад храма. Видны три апсиды

В XVII веке церковь была отремонтирована: к ней достроили сомкнутый свод с четырехскатной крышей, увенчанный небольшой главкой. Часть древних узких окон заложили, а вместо них прорубили широкие. Южный портал (дверной проем) переделали в широкое окно. В XIX веке к западному фасаду храма пристроили притвор. Хотя первоначальный облик здания изменился, оно сохранило свою аутентичность.

Перестроенный западный портал церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Западный портал храма был переделан в широкое окно

Внутри храма сохранились фрагменты оригинальной кладки, а в южной и северной стенах — аркосолии: арочные ниши, предназначенные для захоронений членов княжеской семьи. Здесь покоятся сын Юрия Долгорукого — Борис Юрьевич (ум. 1159), его жена Мария (ум. 1161) и их дочь Евфросиния (ум. 1202). Сам же Юрий Долгорукий скончался и был похоронен в Киеве.

Интерьер храма Бориса и Глеба в Кидекше с видом на хоры и росписи сводов
Хоры, на которых стояла княжеская семья во время службы.

Сохранились хоры, где во время богослужений находились члены княжеской семьи и знати. Долгое время среди исследователей велись споры о том, как именно попадали на хоры — через наружный вход или изнутри храма. Согласно современным представлениям, подъем осуществлялся по деревянной лестнице через специальный проем в северной части свода хор.

Деревянная лестница на хоры в церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Винтовая лестница, ведущая на хоры в храме Бориса и Глеба

Находки: престол, фрески и омфалий

Интерьер церкви Бориса и Глеба в Кидекше с омфалием в центре подкупольного пространства

В 2011 году в Кидекше проводились исследования архитектурно-археологической экспедицией Института археологии РАН. В ходе работ в интерьере храма был демонтирован пол XVIII–XIX веков, что позволило обнаружить элементы первоначального убранства XII века, а также более ранние строительные слои.

Омфалий

Центр подкупольного пространства с ограждением
Каменный омфалий в центре храма — «место среди церкви»

Центральным открытием стал каменный омфалий, обнаруженный в подкупольном пространстве. Термин «омфалий» (от греч. «ὀμφαλός» — «пуп») символизирует «пуп земли» или центр мира. Эта деталь, характерная для византийской храмовой традиции, представляла собой специальный камень, на котором во время богослужения стоял священнослужитель.

Хотя омфалии встречались в некоторых древнерусских храмах, до наших дней они практически не сохранились. Церковь Бориса и Глеба представляет собой редчайшее исключение: в центре зала археологи обнаружили округлый розоватый камень, зафиксированный в известковой заливке пола. Проведённые исследования подтвердили, что этот омфалий был установлен именно в XII веке, во время строительства храма.

Престол и горнее место

Основание белокаменного престола XII века в Кидекше
Белокаменный престол XII века в апсиде церкви. Видны следы ножек престольного стола

Археологические исследования выявили хорошо сохранившиеся остатки белокаменного престола середины XII века. На каменной поверхности четко прослеживаются углубления для установки ножек престола, что позволяет реконструировать его первоначальный вид.

В восточной части алтаря, за престолом, расположена редкая архитектурная деталь — каменная синтрона (дугообразная скамья для духовенства). Особый интерес представляет центральная часть синтроны, где находится горнее место — каменный архиерейский трон. Подобные элементы церковного убранства являются исключительной редкостью в древнерусской архитектуре.

Фрески XII века

Апсида церкви Бориса и Глеба с остатками престола XII века и росписями на стенах
Алтарная часть храма с остатками белокаменного престола и фресками разных эпох

В интерьере храма сохранились уникальные фрагменты фресковой росписи XII века. В алтарной части, над каменной синтроной, просматриваются древние фрески, выше них — хорошо сохранившиеся росписи уже XIX века.

Фрагмент фрески XII века на стене церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Фрагменты фресок есть в восточной части у южного и северного окон, а также в аркасолии над белокаменным саркофагом, где была захоронена жена князя Бориса княгиня Мария.

Фрагмент фрески XII века в аркасолии церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Святые жены в райском саду — фреска XII века над гробницей княгини Марии

Особый интерес представляет композиция в аркосолии, изображающая двух святых жен в райском саду. Эта фреска XII века является редким образцом древнерусской монументальной живописи домонгольского периода.

Реставрации и исследования

Вход в основной объем церкви Бориса и Глеба с росписями XIX века и экспозицией музея
Росписи XIX века в притворе церкви Бориса и Глеба в Кидекше и вход в центральную часть храма

С XVI века храм постепенно разрушался, а к концу XVII века его своды и фасады обрушились. В XVIII–XIX веках его неоднократно перестраивали. Впервые храм начали изучать в 1851 году — первые раскопки провел граф Алексей Уваров. В XX веке исследования продолжили Варганов, Воронин и Сычев.

В 1954–1955 годах по проекту архитектора А.В. Столетова была проведена важнейшая реставрация, спасшая церковь от окончательного разрушения. С конца 1980-х храм исследуется и восстанавливается: укреплены фундаменты, стены, кровля покрыта медью, позолочен крест, внутри устроено калориферное отопление, удалена цементная штукатурка, открыты фрагменты новых фресок.

Сегодня церковь входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, где работает экспозиция «Церковь Бориса и Глеба — уникальный памятник древнерусского зодчества». В 1992 году она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Это подчеркивает ее исключительную историко-культурную ценность и роль в становлении русской архитектурной традиции.

Выцарапанные кресты на стенах

Выцарапанные кресты на стене церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Кресты на фасаде церкви.

На наружных стенах церкви, особенно с южной и восточной сторон, хорошо сохранились выцарапанные кресты, сделанные паломниками. Такие кресты нередко оставлялись в знак молитвы, обета или благодарности. Некоторые имеют простую форму, другие — ступенчатое основание, характерное для древнерусской символики.

Появление подобных знаков на фасадах связывают с народным благочестием и многовековым почитанием храма. По мнению исследователей, часть из них могла быть сделана ещё в домонгольский период.

Колокольня и ансамбль Кидекши

Шатровая колокольня Кидекши
Шатровая колокольня, построенная в 1780 году

В 1780 году, к западу от храма, возвели шатровую колокольню. Она появилась одновременно с церковью Стефана, расположенной южнее. Колокольня со временем стала напоминать падающую Пизанскую башню — ее основание просело, и главу пришлось выравнивать.

Церковь Стефана рядом с храмом Бориса и Глеба
Церковь Стефана — часть архитектурного ансамбля Кидекши

Несмотря на более чем шестивековую разницу в возрасте, церковь Бориса и Глеба, шатровая колокольня и церковь Стефана воспринимаются как единый ансамбль. Их расположение на фоне равнинного пейзажа у слияния рек придает Кидекше особую выразительность.

Практическая информация

На карте

  • Сайт музея: vladmuseum.ru
  • Адрес: Суздальский район, село Кидекша, ул. Старая, д. 2А

Как добраться:
Село находится в 4 км от Суздаля, у впадения Каменки в Нерль. Удобно доехать на автомобиле, велосипеде или пригородном автобусе № 114 и 526. Автобусная остановка находится рядом с храмовым комплексом.

Режим работы:

  • Вторник–среда: с 10:00 до 16:00 (кассы и вход до 15:30)
  • Четверг–воскресенье: с 10:00 до 17:00 (кассы и вход до 16:30)
  • Выходной день — понедельник
  • Санитарный день — третий вторник месяца с 14:00

Цены на билеты:

  • Взрослые граждане РФ — 250 рублей
  • Студенты и учащиеся с 14 лет — 200 рублей
  • Дети до 14 лет — бесплатно

Читайте также

Поделитесь статьей в соцсетях:
Dostop — карта впечатлений
Добавить комментарий