Мазурский канал и его шлюзы

Мазурский канал был построен немцами в XVIII веке, как судоходный водный путь между Мазурскими озерами и рекой Алле. Шлюзы канала начали строить с 1908 года, работы окончательно были прекращены в 1942 году из-за войны. Сейчас, когда-то грандиозный замысел — Мазурский канал с шлюзами, заброшен и находится в запустении.

Самый интересный шлюз Мазурского канала на территории Калининградской области — Озерки Вольные, сюда приезжают любители экстрима, заброшек и эффектных фото. Является интересной достопримечательностью Калининградской области.

Мазурский канал: несколько фактов

Мазурский канал
  • Канал соединяет Мазурские озера с рекой Лавой (бывшее название Алле), Лава впадает в реку Преголя, а та в свою очередь в Балтийское море.
  • Начинается в Варминьско-Мазурском воеводстве Польши от озера Мамры (бывшее Мауэрзее) и заканчивается в Калининградской области рядом с поселком Дружба (бывший Алленбург) Правдинского района.
  • Длина канала — около 50 километров, на территории Польши — 20,43 км, на территории России — 29,97 км. Ширина дна — 11-13 метров, глубина 2,5 — 3 метра.
  • Канал имеет 10 шлюзов, 5 из них расположены в России и 5 в Польше.
  • Направление канала: северо-запад.

История создания

Ещё в XIII-XIV веках зародилась идея создания этого канала для быстрой транспортировки торговых судов. Во времена правления Фридриха Вильгельма (начало XVIII века) вновь возникла необходимость в данной постройке, поскольку был нужен удобный и недорогой способ переправки сельскохозяйственного и промышленного груза.

Мазурский канал

Но лишь при его сыне, Фридрихе Великом, эту идею начали наконец осуществлять, и немаловажную роль здесь сыграл обер-президент Пруссии Фридрих фон Домхарт. Строительство началось в 1764 году, почти сразу после окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) под его присмотром: было прорыто ложе длиной в 50 км, вода по нему текла из одного из Мазурских озер к Алленбургу, а там впадала в Алле. За 12 лет работ проект был выполнен и канал начал функционировать: по нему пустили лодки, нагруженные различными товарами, и баржи. В 1781 году Домхарт умирает, и о канале стали со временем забывать. Не слишком глубокое русло заболотилось, а береговые насыпи стали разрушаться.

Прошел целый век, прежде чем Мазурский канал вновь заинтересовал правительство. В 1874 году разработали свежий план его строительства, и на этот раз с применением шлюзов. Однако к выполнению задач приступили не сразу, а спустя 34 года. Этот большой перерыв был связан с вопросами организационного характера и денежными ресурсами, необходимо было всё это согласовать и утвердить.

В 1908 году строительство началось. Руководили проектом два управления из Инстербурга, один — северной частью канала, другой — южной. В 1914 году в связи с началом Первой Мировой войны работы были приостановлены, однако к тому моменту большая часть шлюз уже была готова. Через 8 лет строительство возобновилось, но ненадолго. Приближалась Великая депрессия, и финансировать постройку уже не удавалось.

Шёл 1934 год, когда на Мазурский канал снова обратили внимание. В это время Германию начали облагораживать (к власти тогда пришёл Гитлер), строились дороги, и в связи с этим территория вокруг канала обросла бараками, по берегам появились рельсы, по которым ездили вагонетки, начали работать экскаваторы. Строительство развернулось во всю, было привлечено много рабочих рук, но несмотря на это, правительство следило за тем, чтобы всё это сохранялось в секрете. Никаких съёмок на месте не проводилось, на топографических картах тех лет не изображены шлюзы и южное русло канала. Мы можем предположить, что секретность нужна была для того, чтобы в будущем по этому водному пути транспортировать военные грузы.

Началась Вторая Мировая война, однако это не помешало продолжающемуся строительству. Лишь когда немецкой армии были нанесены ответные удары, работы были прекращены. В 1945 году на Германию начала наступать Красная армия, и мосты, находящиеся над каналом, пришлось взорвать. Чуть позже в том же году было принято решение провести новую границу, разделяющую государства Польшу и СССР, и она как раз перерезала Мазурский канал. На этом его история завершилась, и полностью его так и не достроили.

Во время боевых действий он достаточно сильно пострадал, поскольку его использовали для обороны. После войны его не восстанавливали, но несмотря на это, канал хорошо сохранился до наших дней.

Шлюзы

На канале всего выстроено 10 шлюзов, 5 принадлежат Калининграду, 5 — соответственно Польше. Расположение шлюзов в северной части, принадлежащей Калининграду:

Шлюз Мазурского канала
  • Поселок Дружба (ранее Алленбург) — 2 шлюза;
  • Гросс Аллендорф;
  • Озерки Вольные (ранее Георгенфельд);
  • Вильгельсхоф.

В Польше:

  • Зандхоф;
  • Лангенфельд;
  • Кляйн Байорен;
  • Фюрстенау — 2 шлюза.

Общие характеристики шахт шлюзов:

  • 45 метров — длина;
  • 7,5 метров — ширина.

Глубина шахт у всех шлюзов разная, вследствие этого у каждой из них своя система запора. Более глубокие имеют вертикальные запоры, у тех, которые поменьше — простые ворота.

Шлюз Озерки Вольные

Шлюз Озерки Вольные

Адрес: поселок Озерки Правдинского района

Шлюз Озерки Вольные (нем. Schachtschleuse Georgenfelde) является первым шлюзом Мазурского канала и самым популярным у туристов. Это шлюз с самой глубокой камерой на территории Калининградской области: глубина — 15,5 метров (высота пятиэтажки), ширина камеры — 7,5 метра, длина — 45 метров.

Корпус полностью завершен, запорные механизмы имеются, остальные же детали не были установлены. Вдоль шлюза находится множество отверстий технического назначения.

Расположен около дороги рядом с поселком Озерки, бывшим Георгенфельде, в 9,5 километрах от поселка Железнодорожный и 30 километрах от города Правдинск. Эти населенные пункты известны сохранившимися историческими домами времен Восточной Пруссии, поэтому рекомендуется совместить просмотр шлюза с ними. Рядом со шлюзом находится товарный остановочный железнодорожный пункт Озерки Вольные и сохранившийся железнодорожный мост через Мазурский канал.

Охрана и заборы отсутствуют. Нет перил и заграждений, поэтому необходимо помнить о технике безопасности, особенно, когда скользко. Сюда приезжают прыгнуть с веревкой (роупджампинг) любители экстрима. Шлюз Озерки Вольные включен в некоторые экскурсионные маршруты.

Мосты

Вид на мост из шлюза Мазурского канала

Через Мазурский канал было выстроено достаточно много мостов. Высота от воды составляет 4 метра. Северный участок, составляющий общей протяженностью 25 км, имел 18 мостов, причём 3 из них являлись железнодорожными ветками. На данный момент действительна лишь одна линия Железнодорожный — Черняховск.

Сейчас сохранились только опоры мостов, по ним можно понять, что они являлись одноколейными. Но к юго-востоку от первого шлюза среди лесов есть 2 моста с подъемными затворами. Тогда они функционировали как один дополнительный шлюз, пользуясь ложе канала (которое в длину составляет около 500 метров).

Почти по всему берегу сооружены дамбы, поднимающихся в высоту от 5 до 9 метров. Раньше с помощью специализированных устройств собиралась вода из ближайших озер и ручьев, она текла в главное русло. Это было необходимо, когда наступало слишком жаркое лето.

Современное состояние

Мазурский канал

Мазурский канал уже давно не используется по назначению, на данный момент это исторический и промышленный памятник. Русло обмелело, заболотилось, заросло травой и тростником, дамбы на берегах тоже покрылись труднопроходимой растительностью. В некоторых местах (непосредственно рядом со шлюзами) осталась чистая водная гладь, но в большинстве своём она также обросла яркой зеленой ряской. Металлические механизмы постепенно ржавеют.

Здесь очень тихо и спокойно: людей нет, охраны нет, каких-либо оградительных заборов тоже нет. И природа в этом месте очень красивая: леса, рощи, поля. Дамбу можно увидеть издалека. Раньше возле канала было почти 20 деревень, сейчас же осталось только два населенных пункта: Дружба и Озерки.

Всегда немного грустно наблюдать за тем, как постройки, раньше считавшиеся жизненно необходимыми, сейчас утратили своё значение. Сейчас мы можем только наблюдать за ними как за памятником, оставленном для нас историей.

Оцените статью:
( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )
Добавить комментарий