Старый порт в Калининграде — это ландшафтный парк на берегу реки Преголя. Раньше здесь находились порт и склады, которые были сильно разрушены во время Второй мировой войны. Сейчас это территория Музея мирового океана, где воссоздан уголок Кёнигсберга середины XIX века — причальная стенка, железнодорожный мост, булыжная мостовая, и музейные экспонаты под открытым небом.
В старых портовых складах работают выставочные комплексы «Морской Кенигсберг–Калининград» и «Пакгауз». Скамья Канта и исторический фонтан «Путти» добавляют очарование этому месту.
Старый порт в Калининграде
Сайт: www.world-ocean.ru Адрес: Набережная Петра Великого, д. 3.
Старый порт расположен на набережной Петра Великого, которая принадлежит Музею Мирового океана. Сам музей называет ее Набережной исторического флота. Здесь пришвартованы интереснейшие судна, ставшие музейными объектами — подводная лодка Б-413, научно-исследовательские судна «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер «СРТ-129» и плавучий маяк Ирбенский. А еще здесь есть гидросамолет Бе-12 и павильон из синего стекла «Куб воды».
Территория ландшафтного парка «Старый порт» не очень большая, но это то место, которое дает почувствовать дыхание старого Кёнигсберга. Главные здания Старого порта — отреставрированные портовые склады XIX века. Сейчас здесь разместились выставочные корпуса «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз».
Торжественное открытие выставочного комплекса состоялось после проведения реставрационных работ 13 июля 2007 года и вошло в программу празднования Дня города.
В выставочном корпусе «Морской Кенигсберг–Калининград» находится важнейшая археологическая находка «Корабль XIX века», найденный в 2000 году в карьере «Приморский» Янтарного комбината. На втором этаже корпуса работает галерея для временных выставок. Залы «Пакгауза» предназначены для проведения различных временных выставок.
Еще одно любопытное строение Старого порта — с легендарной математической задачей о семи кёнигсбергских мостах на фасаде. Задача заключается в следующем: пройти по всем мостам, не попадая ни на один из них дважды. Она была решена математиком Леонардом Эйлером в 1736 году.
История Старого порта
Район старого порта со складскими фахверковыми постройками полностью изменился со времен Кёнигсберга. От прежнего аутентичного места почти ничего не осталось.
Благодаря удачному географическому положению Кёнигсберга город стал крупнейшим портом в регионе. Первые ластадии (портовые склады) были построены уже в 1327 году. Годом основания порта считается 1339 год, когда у замка Кёнигсберг появилась портовая гавань. В 1340 году в торговый союз прибалтийских городов Ганзу вступили города Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф. Так на слиянии речных рукавов Преголи и был заложен Кёнигсбергский порт.
У каждого хозяина ластадии был свой шпайхерский знак с изображением на фасаде и собственным названием, например, «Виноградная гроздь» или «Ноев ковчег».
Каждый склад состоял из 5-7 этажей (их высота часто не превышала 2 м, везде имелись деревянные двери). Все постройки с узкими фасадами фахверковой конструкции имели коньки на крыше, под ними имелись колеса с лебедками для подъема грузов. Они часто горели, перестраивались, изменялись.
В 1921 году началось строительство нового кёнигсбергского порта. Он был открыт уже в 1924 году. Были построены здания элеватора, Башенного и Группового складов, Таможенного управления, проложены железнодорожные и трамвайные пути, установлены электрические портальные краны, построены новые дороги. Несмотря на разрушения во время войны новый порт Кёнигсберга стал базой для создания Калининградского порта на Балтийском море.
Фонтан «Путти»
Одна из исторических достопримечательностей Старого порта — фонтан с младенцами «Путтенбрунен», сокращенно «Путти». Его создал в 1908 году профессор Кёнигсбергской академии художеств, известный немецкий скульптор Станислаус Кауэр (1867-1943).
На международной выставке фонтанов, проходившей в 1912 году в городе Позен, фонтан с кудрявыми пухленькими ангелочками стал победителем. Его хотели купить жители Позена, однако мастер предпочел подарить его Кенигсбергу.
Нахождение возле гауптвахты при Кёнигсбергском замке стало спасением для скульптуры из ракушечника, когда город в 1944 году бомбили англичане. После войны несколько десятилетий фонтан простоял в больничном дворе Калининградской портовой больницы. В 2009 году его передали в ведомство Музея мирового океана и перенесли на территорию Старого порта.
18 мая 2011 г., в Международный день музеев, фонтан с очаровательными малышами, держащимися за руки, был торжественно открыт после полной реставрации.
Скамья Канта
Скамья Канта появилась в Старом порту не случайно. Считается, что через порт проходил маршрут, по которому любил гулять, особенно на склоне лет, философ и профессор Альбертины Иммануил Кант. Маршрут получил название «Тропа Канта». Кто-то из почитателей установил для него скамейку, чтобы Кант мог любоваться кипучей деятельностью старого Кёнигсбергского порта.
«Чтобы увидеть весь мир, не надо уезжать из Кёнигсберга – достаточно прийти в порт и увидеть его», – говорил Кант. Сейчас у каждого есть возможность пройти по «тропе Канта», присесть на скамейку и прикоснуться к треуголке и трости гения, увековеченных в бронзе.
Кстати, родился будущий философ неподалеку от Старого порта. Дом его родителей стоял на углу Форштедтише Ланггассе, современный адрес — Ленинский проспект, 40. Дом не сохранился, он сгорел при пожаре еще при жизни Канта, теперь на его месте стандартная пятиэтажка. О рождении Канта напоминает только памятная доска на фасаде дома.
Железнодорожный мост
Железнодорожный мост в Кёнигсбергском порту был построен в конце XIX века. Он стал первым стальным мостом в Кёнигсберге. Мост был разводным, через него пролегала железная дорога в Пиллау (Балтийск). Мост также являлся пешеходным.
После строительства в 1929 г. нового двухярусного автомобильно-железнодорожного моста Reichsbahnbrucke надобность в старом отпала. Но его не разобрали, а оставили в качестве резервного. Мост снова стали использовать после войны, так как двухярусный мост был взорван в 1945 году отступающими немцами. Мост в Старом порту был перестроен, как подъемный, построены башни.
Сейчас старый железнодорожный мост не эксплуатируется, средний пролет снят. В 2014 году мост был передан Музею мирового океана и сейчас является музейным объектом.