
Монастырь Оптина пустынь является старейшим в России. Большую известность он получил благодаря развитию в нем старчества. Оптинские старцы — духовные наставники обители, являлись источником притяжения для многих религиозных людей. Благодаря старцам, монастырь стал духовным центром страны и идеалом христианского братства.
Монастырь Оптина пустынь на карте
Монастырь расположен в 3-х км от города Козельска в Калужской области, на берегу реки Жиздра. Расстояние до центра Москвы — 260 км, до Калуги — 75 км.
Создание

Сайт: optina.ru Адрес: Калужская обл., г. Козельск
Дата основания и происхождение Введенского мужского монастыря Оптина пустынь остается неизвестным. По преданию, обитель была основана в начале XV века покаявшимся разбойником Оптой. Придя в монашество, он принял имя Макарий, поэтому пустынь раньше часто называли Макарьевской. Предполагается, что от имени Опты и пошло наименование монастыря.
За свою многолетнюю историю обитель ничем особенным не выделялась. Оптина то пребывала в запустении и бедности, то начинала отстраиваться и возрождаться по воле монарха или церковного начальника. Из-за своей малонаселенности в 1724 г. монастырь был упразднен. Но уже спустя два года вновь открыт согласно прошению в Святейший Синод стольника Андрея Шепелева.

Первый каменный храм — Введенский собор, ставший главным в монастыре, начали строить в 1689 г. Вокруг него впоследствии были возведены Владимирская колокольня (1804), Казанская церковь (1811) — самая большая в обители, церковь Марии Египетской (1858).

Все постройки были особым образом расположены на почти квадратной в плане территории монастыря. В центре площади – место центрального храма Введенского собора. Остальные строения были крестообразно размещены вокруг него: на севере – церковь Марии Египетской, на востоке – Владимирская церковь, на юге – Казанская церковь, на западе – Владимирская колокольня.

В 2007-2009 годах на территории Оптиной пустыни была возведена еще одна церковь – Спаса Преображения. Территория по периметру обнесена высокой каменной оградой, украшенной 7 башнями.

Расцвет Оптиной начался в начале XIX века, когда епископ Калужский Филарет решил устроить здесь Иоанно-Предтеченский скит. Начало скиту положил монах Иоанникий, живший один посреди монастырского леса, на малой пасеке. Спустя 6 лет после его смерти здесь поселились отшельники братья Моисей и Антоний (Путиловы). Епископ Филарет поручил им устроить скит, чтобы укрепить духовно обитель. Вместе с наемными работниками монахи очистили от леса территорию, на которой были построены кельи.
Старчество

В Предтеченском скиту развилось старчество, которое прославило Оптину и привлекло сюда многих известных людей культуры и искусства. В монастыре был не только настоятель, занимавшийся административными вопросами, но и старец — пожилой и особо уважаемый монах, выполняющий функции духовного наставника и руководителя. К нему обращались за советом и утешением, не только обитатели монастыря, но и миряне.
В разное время сюда приезжали известные писатели, философы, художники: Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, Великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие.
Всего в истории Оптиной пустыни было 14 старцев. Старчество передавалось от одного старца к другому на протяжение столетия — с 1820 по 1920 годы. Наиболее знаменитым из них является старец Амвросий (1812—1891), основатель Шамординской женской обители. Он был первым канонизирован из оптинских старцев. Амвросий стал прототипом старца Зосимы в романе Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы».

Достоевский приехал в монастырь, переживая смерть младшего сына Алексея, в июне 1878 г. Здесь он пробыл три дня, где несколько раз встречался со старцем Амвросием в поисках утешения. Полученные впечатления от встречи были отражены в «Братьях Карамазовых».
Лев Толстой, несколько раз бывал в скиту и общался со старцами. В соседнем Шамординском женском монастыре жила его родная сестра Мария Николаевна, к которой он часто приезжал. Последний приезд в Оптину случился за несколько дней до смерти писателя в 1910 г. После тайного бегства из дома в Ясной Поляне Толстой приехал именно сюда, переночевав одну ночь. Со старцем он не встретился, не решился попросить о встрече и зайти в скит, и уехал в Шамордино к сестре.
Иоанно-Предтеченский скит

Дом старца Амвросия с аскетичной обстановкой сохранился до наших дней. Он находится на территории Иоанно-Предтеченского скита, который отделен от монастыря оградой и рощей. Здесь живут монахи в небольших домиках-кельях, доступ сюда паломникам и женщинам закрыт. Дом Амвросия исключение, его иногда можно посещать.
Иоанно-Предтеченский скит стал сердцем монастыря, где среди безмолвной, строгой духовной жизни зародилось старчество. Расцвет духовной жизни Оптиной произошел благодаря живущим здесь старцам.

Внутри скита находятся необычный храм святого Иоанна Предтечи (1825), больше похожий на барский усадебный дом, и храм святителя Льва Катанского (1901-1902), построенный по благословению Иоанна Кронштадтского. Открытые литургии, когда паломники могут присутствовать, бывают только четыре раза в году, на престольные праздники. Рядом со скитом находится источник преподобного Амвросия Оптинского с вкусной, холодной водой.
После революции

Монастырь был закрыт и разорен в 1918 году. Судьба его, как и у других религиозных объектов в советской России, была драматичной. Некоторое время обитель существовала в виде сельскохозяйственной артели, летом 1923 г. была окончательно закрыта, монахи изгнаны, многие из них арестованы, отправлены в лагеря или расстреляны.
В 1931 г. в стенах бывшего монастыря открыли дом отдыха имени Горького, но в 1939 г. он был закрыт, ему придумали новое назначение — концлагерь для пленных польских офицеров. Около 5000 человек привезли по железной дороге и разместили в условиях сильной тесноты в монастырских постройках. Каменная монастырская стена была обнесена рядами колючей проволки. Весной 1940 г. 4421 человек были вывезены под Смоленск и тайно расстреляны в Катынском лесу.
Во время Великой Отечественной войны в Оптиной работал госпиталь, потом фильтрационный лагерь НКВД для вернувшихся из плена советских офицеров, затем воинская часть и учебный комбинат сельскохозяйственного оборудования.

17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской православной церкви, 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. Оптина стала одним из первых монастырей, который разрешили восстанавливать, и не в качестве музея, а обители.
Сейчас Оптина полностью восстановлена, возобновлена монастырская деятельность. Но сколько же усилий пришлось приложить, чтобы она снова стала цветущим, уютным уголком с красивыми церквями и постройками!
Много десятилетий старинные храмы простояли без куполов и церквей, в полуразрушенном состоянии, заваленные хламом и мусором. Верхний ярус колокольни и шпиль обрушились, Владимирская церковь не сохранилась, на ее месте в 1998 г. была построена новая. Полностью уничтожено монастырское кладбище. Уникальный реликтовый лес вырублен, плодовые сады погибли от морозов. Стены, окружавшие монастырь, а также некоторые здания, разобраны на кирпич.

Наиболее повезло Предтеченскому скиту, он сохранился лучше всех. Здесь с 1969 г. до передачи его в руки РПЦ работал литературно-исторический отдел Козельского краеведческого музея.
Существует версия, что постройки скита уцелели благодаря легенде, придуманной работниками музея, что в скиту жили великие писатели — Гоголь, Достоевский, Лев Толстой. По факту, в скиту жили только монахи, а все приезжающие к старцам, селились за его приделами, в монастырской гостинице. Но братские корпуса стали памятниками архитектуры и включены в советские путеводители, их так и называли домик Достоевского (Кавелинский) и домик Гоголя (Ключарева).

Сейчас, восстановленная и вновь расцветшая Оптина пустынь, является популярным местом паломничества. Большой интерес она вызывает и как исторический, и культурный памятник. Есть ли сейчас в Оптиной старцы? Старчество было насильственно прервано советской властью более 100 лет назад. Но все желающие могут помолиться святым оптинским старцам, мощи которых находятся в Введенском соборе, Казанской и Владимирской церквях монастыря.