Шамординский монастырь (Казанская Амвросиевская пустынь) расположен неподалеку от города Козельска в Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — Оптиной пустынью, в деревне Шамордино.
Шамординский монастырь на карте
Расстояние до Калуги — 60 км, до Москвы (центра) — 240 км.
Казанская Амвросиевская пустынь
Сайт: shamordino-m.ru Адрес: Калужская область, Козельский район, сельское поселение Каменка, село Старое Шамордино.
Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община, после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.
Первой настоятельницей монастыря была схимонахиня Софья (Болотова) — духовная дочь преподобного старца Амвросия, самого знаменитого старца Оптинской пустыни, к которому приезжало много деятелей культуры, а так же Достоевский Ф.М. и Лев Толстой.
Отец Амвросий Оптинский (Гренков) является основателем Шамординского монастыря. Он принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без его благословения не решался ни один вопрос в монастыре. В Шамордино он провел последние месяцы своей жизни, здесь же и умер. Похоронен в Оптиной пустыни.
Казанская Амвросиевская пустынь стала знаменита тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.
Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны. С церквей сняли купола и кресты, вынесли иконы.
Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум. Здание разделили на два этажа, в алтарной части установили учебную сельхозтехнику — комбайн, сеялку и другие. К стенам собора пристроили гараж и котельную.
В марте 1990 года монастырь возобновил свою деятельность. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать. Сначала службы стали проходить в церкви «Утоли мои печали». Главный храм обители — Казанский собор был восстановлен не сразу, он находился в аварийном состоянии.
В 2019 году архитектурный комплекс из 22 зданий Шамординского монастыря был передан в собственность Русской Православной церкви.
Архитектура
Комплекс монастыря был создан на средства известного московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова (1836-1910). Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 году. Был освящен в 1902 году калужским архиепископом Вениамином.
Каменный собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 тыс. человек. Архитектором этого величественного здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей.
15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой крыльцо и т.д.
Кроме собора в архитектурный комплекс монастыря входят церковь «Утоли мои печали», богадельня, больница, водонапорная башня и другие здания. Наиболее примечательны трапезная палата, расположенная рядом с Казанским собором, и дом Перлова С.В. Обе постройки были созданы по проекту московского архитектора Романа Клейна.
Природа
Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.
Также есть три источника, купель, разделенная на мужскую и женскую половину. Для того, чтобы подойти к родникам надо спуститься по длинной лестнице из 300 ступеней. На лестнице есть обзорная смотровая площадка.
Лев Толстой в Шамордино
Монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.
Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.
Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.
Булат Окуджава
После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы. Школа находилась в здание бывшей монастырской больницы.
Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Ему выделили две комнаты в бывшем доме монастырского казначея. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.
Свой шамординский период жизни Окуджава описал в повести «Новенький, как с иголочки».
Очень красивое место, а паломники здесь есть постоянно. Своя уникальная история и архитектура просто восхищают. Советую посетить Шамординский монастырь. А еще здесь послушницы — рукодельницы вручную расписывают иконы золотой нитью и бисером. Посмотрите, это не оставит равнодушным никого.
Ищу фото воспитанниц монастыря примерно 1910 г. +-. В возрасте около 12 лет там воспитывалась моя бабушка Забурдаева Мария Дмитриевна, 1898 г.р. Возможно, имеются какие-то сведения?
Моя прабабушка, Ольга Грановская, со слов матери, была воспитанницей в этом монастыре в конце 19 века. Имена воспитанниц, к сожалению, исходя из переписки с монастырем, утерян.