Северный речной вокзал Москвы: история и достопримечательности

Северный речной вокзал Москвы (СРВ) называют парадными воротами порта 5 морей. Грандиозное по своему замыслу строение в стиле сталинский ампир было построено в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища и стало одним из советских символов города. Вокзал, пришедшей в запустение и заброшенный на многие годы, был отреставрирован и открыт в день города — 5 сентября 2020 года, сейчас он вновь обрел былую славу.

Северный речной вокзал Москвы

Северный речной вокзал Москвы называли речными воротами города. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей. 

Северный речной вокзал Москвы: несколько фактов

Северный речной вокзал

Сайт: северный-речной-вокзал.рф Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, строение №2. Ближайшее метро: станция «Речной вокзал».

  • В 1932 году началось строительство водного канала Москва — Волга, сейчас канал имени Москвы (КИМ). Северный речной вокзал стал самым значительным и крупным зданием сооружений канала.
  • Автор проекта — Алексей Рухлядев. Считается, что автора вдохновил дворец Дожей в Венеции.
  • Здание вокзала выглядит, как огромный двухпалубный корабль-дворец: отрытые галереи напоминают палубы, а центральный шпиль играет роль мачты. Архитектор сделал здание одновременно монументальным и изящным.
  • Центральная башня в стиле эпохи Ренессанса выполнялась нарастающими кубическими объемами и завершалась металлическим шпилем, имевшим механизм подъема и спуска.
  • Широкая парадная лестница со стороны реки — украшение вокзала.
  • Высота здания вместе со шпилем — 75 метров, длина вокзала — 150 метров.
  • На территории вокзала работал ресторан «Волга-Волга», который вновь открылся после реставрации здания.
  • Северный речной вокзал Москвы можно увидеть во многих кинофильмах: «Волга-Волга», «Новая Москва», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.
  • От вокзала отправлялись полярные экспедиции на север страны.
  • В 1990-годы из-за резкого сокращения речных перевозок вокзал пришел в запустение.
  • В 2009 году Речной вокзал был закрыт из-за аварийного состояния, более 70 лет здесь не проводился капитальный ремонт.
  • В 2015 году вокзал был передан на баланс города, а в декабре 2018 года начались работы по его восстановлению.
  • Строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД, все архивные документы, связанные с вокзалом, были засекречены. Благодаря реставрации Северного речного вокзала документы стали доступны.

Северный речной вокзал Москвы на карте

Реставрация Северного речного вокзала

С 5 сентября 2020 года, Северный речной вокзал в Москве, долгое время простаивавший из-за аварийного состояния, вновь начал свою работу. Реставраторы восстанавливали здание, буквально по крупицам находя нужную информацию и документы с чертежами. Благодаря их стараниям большая часть поврежденных и утраченных элементов были восстановлены, и теперь речной вокзал вновь стал важной достопримечательностью столицы, где жители города и туристы даже при внешнем осмотре могут увидеть много интересного.

Позолоченная звезда на шпиле вокзала, украшенная уральскими самоцветами и оснащенная подсветкой, в былые времена исправно служила маяком для судов. При реставрации самоцветы общим числом 731 единиц были вынуты из гнезд, осмотрены, почищены и большей частью возвращены на место. Заменили только 17 камней: 7 из-за утраты, а остальные 10 из-за плохого состояния. Перебрали и почистили также серп и молот, крепившиеся к звезде. Сейчас звезда полностью возродила былое сияние.

Шпиль, возносящий на 75-метровую высоту позолоченную звезду, обладает солидными размерами. Его высота достигает 27 метров. Восстановлен подъемный механизм шпиля, который изначально предполагал его подъем и спуск в начале и конце навигационного сезона. Правда, запущен этот механизм был всего один раз, в 1941 году, чтобы сбить с толку немецких летчиков, летавших бомбить Москву. Сейчас он может продолжать функционировать.

Башня вокзала – четырехугольное сооружение, оснащенное часами. В процессе реставрации им постарались вернуть первоначальный вид. Были найдены оригинальные декоративные накладки, сделанные в виде солнца, ранее крепившиеся на циферблате, но по каким-то причинам снятые с него. Они заняли положенные им места. Правда, пришлось заменить часовой механизм, так как старый полностью утратил функциональность. Кроме того, ремонту или реставрации подверглись и 4 фигуры, красноармейца, краснофлотца, девушки-колхозницы и охотника-северянина, стоящие по углам башни.

За годы существования Северного речного вокзала его внешняя отделка сильно пострадала и практически пришла в полную негодность. Реставраторы восстановили оригинальную терразитовую штукатурку, элементом которой была каменная крошка. Разрушенные балюстрады полностью заменили. То же самое пришлось сделать и с окнами. Однако всем новым элементам фасада придали полное сходство с оригинальными изделиями. Новые окна из новых материалов даже улучшили, сделав их двойными и более долговечными.

Входы в вокзал

Входы в вокзал, как со стороны парка, так и со стороны набережной украшены тремя парадными арками и имеют интересную особенность — они украшены 24 майоликовыми тарелками-медальонами с уникальными полихромными рисунками.

Тема этих рисунков – достижения СССР в различных областях науки и техники. Там изображены Кремль, мавзолей Ленина, различные корабли, самый крупный дирижабль советской постройки СССР-В6 «Осоавиахим», театр Красной армии, станция метро «Киевская» и не построенный проект Дворца Советов. Все керамические тарелки-медальоны имеют диаметр 1,5 метра. Они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году и расписаны вручную.

Фонтаны

Фонтан СРВ

Изначально в боковых галереях вокзала находились два симметрично расположенные фонтана. Их оформление было тематическим: северный фонтан оснащался фигурками белых медведей и выполненных из бронзы северных птиц, а южный украшала скульптурная группа из дельфинов. Из-за того, что фигуры животных северного фонтана сильно пострадали от времени, их пришлось изготавливать заново. А вот бронзовые дельфины были обнаружены в здании вокзала и установлены на прежние места.

В настоящее время старые фонтаны «Север» и «Юг» дополнены новым, светодинамическим. Он установлен на площади перед вокзалом и имеет площадь свыше 110 квадратных метров. Мало кто знает, но Северный речной вокзал имеет еще два небольших фонтана-родничка, сделанных в виде осетров, из голов которых в каменные чаши бьют струйки воды.

Парадная лестница

Из-за разного уровня высот парковый фасад здания — двухэтажный, а речной фасад — трехэтажный. Со стороны набережной построена высокая широкая лестница, ведущая в центральный вход вокзала.

Учитывая, что от данного речного вокзала начинались все северные экспедиции советских ученых в 1930-1940-е годы, часть декора вокзала посвящена именно этой тематике. Сейчас у его главной лестницы установлена точная копия первого серийного советского самолета, летающей лодки Ш-2, разработанного конструктором Шавровым.

Интерьеры

Северный речной вокзал

Всем внутренним интерьерам возвратили первоначальный исторический вид. На главных входах восстановили полы из брекчии. Для внутренней отделки использовали оселковый мрамор. Плафоны светильников сделали из нарезного хрусталя. Были восстановлены и деревянные элементы в гардеробной, а также некоторые из поврежденных дверей. Там, где требовалось, отреставрировали росписи, панно и витражи. Во многом этому помогло то, что на втором этаже в малом зале ожидания под слоем гипсокартона были обнаружены оригинальные росписи.

Круглые изображения с гербами 15 союзных республик по-прежнему украшают главный зал. Они расположены по три штуки по четырем сторонам. Над главным входом гербы расположены на стеклах, они несут функцию окон.

В минувшие годы внутри вокзала существовало множество помещений, каждое из которых выполняло собственную функцию. Для пассажиров здесь были залы ожидания и билетные кассы, почта и телеграф, парикмахерская и детская комната, кафе и ресторан. Кроме того, здесь находилась масса служебных помещений. Все это привели в первоначальный вид.

Кабинет Сталина

На первом этаже вокзала восстановлено небольшое помещение, получившее название «кабинет Сталина». Некогда там первые лица государства могли ожидать посадки на пароход либо проводить деловые встречи. Сейчас в кабинете воссоздана обстановка 30-х годов ХХ столетия, и в нем также могут проводиться некие камерные встречи крайне узкого круга лиц.

Ресторан «Волга-Волга»

После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», название которого полностью соответствует названию знаменитой кинокомедии 1930-х годов с актрисой Любовью Орловой в главной роли. Ресторан был открыт в 1939 году, воссозданы первоначальные интерьеры. Ресторан «Волга-Волга предлагает «русско-советскую кухню в современном прочтении».

Музей Транспорта Москвы

В здании речного вокзала после его открытия 5 сентября 2020 начал работать Музей Транспорта Москвы. Им представлены сменные экспозиции, рассказывающие об истории строительства вокзала, развитии речного и морского транспорта. Здесь также работает сувенирный магазин Музея Транспорта Москвы.

Смотровая площадка

Веранда Северного речного вокзала

По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания. С плоской крыши-террасы открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино. Здесь можно полюбоваться историческими фонарями-ландышами и сфотографироваться на фоне вокзальной башни с часами.

Крыша Северного речного вокзала стала еще одной интересной смотровой площадкой Москвы.

Макет канала имени Москвы

Северный речной вокзал

Новой деталью привокзальной территории стал искусственный ручей, полностью повторяющий конфигурацию канала имени Москвы с латунными макетами 8 шлюзов и самого вокзала. Начинается макет около причала №1, разбивается на 4 части. Длина искусственного потока – 400 метров, выглядит он красиво и необычно. Детям очень нравится запускать по нему кораблики. Макет канала подсвечивается в темное время суток.

Парк Северного речного вокзала

Сскульптура "Водный путь"
Скульптура «Водный путь»

Рядом с Северным речным вокзалом находится парк, который был разбит в 1936-1938 годы по проекту Тимофея Шафранского. Парк расположен на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора Мельчакова И.Д. протянулась вдоль Ленинградского шоссе.

Скульптура "Спорт"
Скульптура «Спорт»

Сейчас парк, как и вокзал значительно обновлен, возвращен первоначальный вид парадному партеру и аллеям с цветниками. Кроме двух воссозданных исторических фонтанов появился еще один, возведены павильоны в стиле 1930-1950 годов, а также отреставрированы сохранившиеся скульптуры «Спорт» и «Водный путь». Построены детские и спортивные площадки, зоны отдыха с шезлонгами и пуфами в виде камушков.

Оцените статью
Добавить комментарий