Северный речной вокзал в Москве (СРВ) называют парадными воротами порта пяти морей. Грандиозное по своему замыслу строение в стиле сталинский ампир было построено в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища и стало одним из советских символов города. Вокзал, пришедшей в запустение и заброшенный на многие годы, был отреставрирован и открыт в день города — 5 сентября 2020 года. Сейчас он вновь обрел былую славу.
- Интересные факты про Северный вокзал
- Северный вокзал на карте
- Северный речной вокзал
- Реставрация вокзала
- Шпиль со звездой
- Башня
- Входы в вокзал
- Фонтаны
- Парадная лестница
- Интерьеры
- Комната особого назначения
- Ресторан «Волга-Волга»
- Музей Транспорта Москвы
- Смотровая площадка
- Макет канала имени Москвы
- Парк Северного речного вокзала
Интересные факты про Северный вокзал
- В 1932 году началось строительство водного канала Москва — Волга, сейчас канал имени Москвы (КИМ). Северный вокзал стал самым значительным и крупным зданием сооружений канала.
- Здание вокзала выглядит, как огромный двухпалубный корабль-дворец: отрытые галереи напоминают палубы, а центральный шпиль играет роль мачты. Здание выглядит одновременно монументальным и изящным. Считается, что авторов вдохновил дворец Дожей в Венеции.
- Центральная башня в стиле эпохи Ренессанса выполнялась нарастающими кубическими объемами и завершалась металлическим шпилем, имевшим механизм подъема и спуска.
- Широкая парадная лестница со стороны реки — украшение вокзала.
- Высота здания вместе со шпилем — 75 метров, длина вокзала — 150 метров.
- На территории вокзала работал ресторан «Волга-Волга», который вновь открылся после реставрации здания.
- Вокзал можно увидеть во многих кинофильмах: «Волга-Волга», «Новая Москва», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.
- Северный вокзал называли речными воротами города. От него можно было добраться до Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
- Отсюда отправлялись полярные экспедиции на север страны.
- В 1990-годы из-за резкого сокращения речных перевозок вокзал пришел в запустение.
- В 2009 году он был закрыт из-за аварийного состояния, более 70 лет здесь не проводился капитальный ремонт.
- В 2015 году вокзал был передан на баланс города, а в декабре 2018 года начались работы по его восстановлению.
- Строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД, все архивные документы, связанные с вокзалом, были засекречены. Благодаря реставрации документы стали доступны.
Северный вокзал на карте
Северный речной вокзал
Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, стр. 2. Ближайшее метро: станция «Речной вокзал». Часы работы: ежедневно с 9.00 до 22.00.
Северный вокзал — это памятник архитектуры и истории, символ Москвы и парадные ворота к пяти морям. Благодаря реставраторам он получил свое второе рождение. Построен группой архитекторов под руководством Алексея Рухлядева в 1937 г. Является образцом раннего советского неоклассицизма.
Вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища и носил первоначальное название Химкинский. Здесь оборудовано множество причалов, от которых отправляются теплоходы, совершающие речные прогулки по Москва-реке.
Реставрация вокзала
С 5 сентября 2020 года, вокзал, долгое время простаивавший из-за аварийного состояния, вновь начал свою работу. Была проведена колоссальная работа по его реставрации в сжатые сроки. Реставраторы восстанавливали здание, буквально по крупицам находя нужную информацию и документы с чертежами.
Благодаря их стараниям большая часть поврежденных и утраченных элементов были восстановлены, и теперь речной вокзал вновь стал важной исторической достопримечательностью столицы, где жители города и туристы даже при внешнем осмотре могут увидеть много интересного.
За годы существования Северного речного вокзала его внешняя отделка сильно пострадала и практически пришла в полную негодность. Реставраторы восстановили оригинальную терразитовую штукатурку, элементом которой была каменная крошка.
Разрушенные балюстрады полностью заменили. То же самое пришлось сделать и с окнами. Однако всем новым элементам фасада придали полное сходство с оригинальными изделиями. Новые окна из новых материалов даже улучшили, сделав их двойными и более долговечными.
Шпиль со звездой
Позолоченная звезда на шпиле вокзала, украшенная уральскими самоцветами и оснащенная подсветкой, в былые времена исправно служила маяком для судов. Существует легенда, что эта звезда со Спасской башни Кремля, но это не так. Ее изготовили в 1935 г. на заводе Молотова специально для вокзала.
При реставрации самоцветы общим числом 731 единиц были вынуты из гнезд, осмотрены, почищены и большей частью возвращены на место. Заменили только 17 камней: 7 из-за утраты, а остальные 10 из-за плохого состояния. Перебрали и почистили также серп и молот, крепившиеся к звезде. Сейчас звезда полностью возродила былое сияние.
Шпиль, возносящий на 75-метровую высоту позолоченную звезду, обладает солидными размерами. Его высота достигает 27 метров. Восстановлен подъемный механизм шпиля, который изначально предполагал его подъем и спуск в начале и конце навигационного сезона. Правда, запущен этот механизм был всего один раз, в 1941 году, чтобы сбить с толку немецких летчиков, летавших бомбить Москву. Сейчас он может продолжать функционировать.
Башня
Башня вокзала – четырехугольное сооружение, оснащенное часами. В процессе реставрации им постарались вернуть первоначальный вид. Были найдены оригинальные декоративные накладки, сделанные в виде солнца, ранее крепившиеся на циферблате, но по каким-то причинам снятые с него. Они заняли положенные им места.
Правда, пришлось заменить часовой механизм, так как старый полностью утратил функциональность. Кроме того, ремонту или реставрации подверглись и 4 фигуры, красноармейца, краснофлотца, девушки-колхозницы и охотника-северянина, стоящие по углам башни.
Входы в вокзал
Входы в вокзал, как со стороны парка, так и со стороны набережной украшены тремя парадными арками и имеют интересную особенность — они украшены 24 майоликовыми тарелками-медальонами с уникальными полихромными рисунками. По 12 тарелок с каждого входа.
Тема этих рисунков – достижения СССР в различных областях науки и техники. Там изображены Кремль, мавзолей Ленина, различные корабли, самый крупный дирижабль советской постройки СССР-В6 «Осоавиахим», театр Красной армии, станция метро «Киевская» и не построенный проект Дворца Советов.
Все керамические тарелки-медальоны имеют диаметр 1,5 метра. Они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году и расписаны вручную.
Фонтаны
Изначально в боковых галереях вокзала находились два симметрично расположенные фонтана: Северный (Полярный) и Южный (Черноморский). Их оформление было тематическим: Северный фонтан оснащался фигурками белых медведей и выполненных из бронзы северных птиц, а Южный украшала скульптурная группа из дельфинов.
Из-за того, что фигуры животных северного фонтана сильно пострадали от времени, их пришлось изготавливать заново. А вот бронзовые дельфины были обнаружены в здании вокзала и установлены на прежние места.
В настоящее время старые фонтаны «Север» и «Юг» дополнены новым, светодинамическим. Он установлен на площади перед вокзалом и имеет площадь свыше 110 квадратных метров. Мало кто знает, но Северный вокзал имеет еще два небольших фонтана-родничка, сделанных в виде осетров, из голов которых в каменные чаши бьют струйки воды.
Парадная лестница
Из-за разного уровня высот парковый фасад здания — двухэтажный, а речной фасад — трехэтажный. Со стороны набережной построена высокая широкая лестница, ведущая в центральный вход вокзала, ее называют Парадной.
Учитывая, что от данного речного вокзала начинались все северные экспедиции советских ученых в 1930-1940-е годы, часть декора вокзала посвящена именно этой тематике. Сейчас у его главной лестницы установлена точная копия первого серийного советского самолета и летающей лодки Ш-2, разработанного конструктором Шавровым.
Интерьеры
Всем внутренним интерьерам возвратили первоначальный исторический вид. На главных входах восстановили полы из брекчии. Для внутренней отделки использовали оселковый мрамор. Плафоны светильников сделали из нарезного хрусталя. Были восстановлены и деревянные элементы в гардеробной, а также некоторые из поврежденных дверей. Там, где требовалось, отреставрировали росписи, панно и витражи. Во многом этому помогло то, что на втором этаже в малом зале ожидания под слоем гипсокартона были обнаружены оригинальные росписи.
Круглые изображения с гербами 15 союзных республик по-прежнему украшают главный зал. Они расположены по три штуки по четырем сторонам. Над главным входом гербы расположены на стеклах, они несут функцию окон.
В минувшие годы внутри вокзала существовало множество помещений, каждое из которых выполняло собственную функцию. Для пассажиров здесь были залы ожидания и билетные кассы, почта и телеграф, парикмахерская и детская комната, кафе и ресторан. Кроме того, здесь находилась масса служебных помещений. Все это привели в первоначальный вид.
Комната особого назначения
На первом этаже вокзала восстановлено небольшое помещение, получившее название «кабинет Сталина». В проектной документации архитектора Рухлядева оно называется «зал особого назначения». Фактических подтверждений, что Сталин бывал в этом зале, нет. Вероятно, что здесь первые лица государства могли ожидать посадки на пароход либо проводить деловые встречи. Сейчас в кабинете воссоздана обстановка 30-х годов ХХ столетия.
Ресторан «Волга-Волга»
После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», название которого полностью соответствует названию знаменитой кинокомедии 1930-х годов с актрисой Любовью Орловой в главной роли. Ресторан был открыт в 1939 году, воссозданы первоначальные интерьеры. Ресторан «Волга-Волга предлагает «русско-советскую кухню в современном прочтении».
Музей Транспорта Москвы
В здании речного вокзала после его открытия 5 сентября 2020 начал работать Музей Транспорта Москвы. Им представлены сменные экспозиции, рассказывающие об истории строительства вокзала, развитии речного и морского транспорта. Здесь также работает сувенирный магазин Музея Транспорта Москвы.
Смотровая площадка
По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания. С плоской крыши-террасы открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино. Здесь можно полюбоваться историческими фонарями-ландышами и сфотографироваться на фоне вокзальной башни с часами.
Крыша Северного речного вокзала стала еще одной интересной смотровой площадкой Москвы.
Макет канала имени Москвы
Новой деталью привокзальной территории стал искусственный ручей, полностью повторяющий конфигурацию канала имени Москвы с латунными макетами 8 шлюзов и самого вокзала. Начинается макет около причала №1, разбивается на 4 части. Длина искусственного потока – 400 метров, выглядит он красиво и необычно. Детям очень нравится запускать по нему кораблики. Макет канала подсвечивается в темное время суток.
Парк Северного речного вокзала
Рядом с Северным речным вокзалом находится парк, который был разбит в 1936-1938 гг. по проекту Тимофея Шафранского. Парк расположен на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора Мельчакова И.Д. протянулась вдоль Ленинградского шоссе.
Сейчас парк, как и вокзал значительно обновлен, возвращен первоначальный вид парадному партеру и аллеям с цветниками. Кроме двух воссозданных исторических фонтанов появился еще один. Возведены павильоны в стиле 1930-1950 годов, а также отреставрированы сохранившиеся скульптуры «Спорт» и «Водный путь». Построены детские и спортивные площадки, зоны отдыха с шезлонгами и пуфами в виде камушков.