В Московской области близ Красногорска есть крайне интересное место, в котором удачно сочетаются красота окружающей природы и уникальная старинная атмосфера. Это музейная усадьба «Архангельское», представляющая собой дворцово-парковый ансамбль.
Стараниями бывших владельцев поместья здесь, в окружении замечательных парков с чудесными лужайками и ухоженными аллеями, появились красивые сооружения. В едином архитектурном ансамбле соединились строения XVIII-XIX веков, прекрасно гармонирующие друг с другом.
- Усадьба Архангельское
- История усадьбы Архангельское
- Достопримечательности усадьбы Архангельское
- Церковь Михаила Архангела
- Театр Гонзаги
- Большой дворец
- Террасы и Большой партер
- Малый дворец «Каприз»
- Храм-памятник Екатерине II
- Кладовая над оврагом
- Беседка «Розовый фонтан»
- Проклятие рода Юсуповых
- Храм-усыпальница Колоннада
Усадьба Архангельское
Сайт музея: arhangelskoe.su Адрес: Московская область, городской округ Красногорск, пос. Архангельское. Часы работы парка: с 10.00 до 20.00 (в зимнее время до 19.00). Стоимость билета в парк: 150 руб., пенсионерам, студентам — 50 руб., детям до 18 лет — бесплатно.
В усадьбе «Архангельское» все сооружения, хотя и созданы в нескольких архитектурных стилях, имеют в целом классицистическую основу. Здания находятся в окружении сразу трех великолепных парков, оформленных в разных стилях. Первый – итальянский, отличающийся скульптурными группами и многочисленными террасами. Второй – французский, где располагаются великолепные галереи с ухоженными растениями. Третий – строгий английский, в котором его создатели постарались показать неповторимую красоту окружающей природы.
Примечательно, что, несмотря на прокатившиеся по этим местам несколько войн и разрушительные 90-е годы ХХ столетия, весь архитектурно-парковый комплекс, имеющий весьма солидный возраст, сохранился практически в первозданном виде. Усадьба Архангельское — единственная в Подмосковье, сохранившая все основные элементы планировки и застройки.
На месте снесенных в 1930-х годах Лавровой и Лимонной оранжерей были построены здания военного санатория «Архангельское» (архитектор — В. П. Апышков), благодаря такой замене план усадьбы не пострадал.
Государственный музей-усадьба «Архангельское» разделен на две неравные части. Одна, меньшая, открыта для всех желающих. Другая находится под охраной, свободное посещение ее запрещено, а вход в эту зону платный.
История усадьбы Архангельское
Усадьба «Архангельское» впервые упомянута в документах XVI столетия в качестве имения Алексея Ивановича Уполоцкого, располагавшегося в селении Уполозы. Здесь была сооружена собственная деревянная церковь Архангела Михаила. Несколько позже деревянное строение снесли, и возвели каменное с тем же самым названием. Имя церкви «Архангельская» вскоре перекочевало в название деревни и боярского имения. Сама же земля перешла во владение князей Одоевских.
Спустя несколько десятилетий, в 1703 году, имение Архангельское приобрело семейство Голицыных. Строительство великолепного архитектурного ансамбля началось при князе Николае Алексеевиче Голицыне в 1784 году, который задумал создать в Архангельском парадную резиденцию. Им был заказан проект Большого дома у французского архитектора Ш. Герна, строили его московские архитекторы, был разбит парк.
Однако со временем этот дворянский род пришел в упадок, и поместье в 1810 году было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову — богатейшему государственному деятелю, коллекционеру и меценату. Юсуповы владели Архангельским до самого конца Российской империи. За чуть больше, чем сто лет Юсуповы успели возвести несколько знаковых строений, полностью завершив создание архитектурного ансамбля и наполнив его бесценными произведениями искусства: коллекциями живописи, скульптуры, произведениями декоративно-прикладного искусства, а также богатейшей библиотекой.
В усадьбу дважды приезжал Пушкин А.С. в честь которого был установлен памятник в 1903 году и создана Пушкинская аллея.
Полный расцвет усадьбы пришелся на конец XIX – начало ХХ вв. во время владения ее Зинаидой Николаевной Юсуповой — последней владелицей «Архангельского» до революции. Чтобы род Юсуповых не прервался муж Зинаиды Николаевны граф Феликс Сумароков-Эльстон получил императорское разрешение на княжеский титул и фамилию Юсуповых.
Казалось бы, сразу после революции 1917 года усадьба «Архангельское» должна погибнуть от рук многочисленных мародеров, к счастью, этого не произошло. Власти молодой советской республики взяли имение «Архангельское» под охрану и открыли там в 1918 году исторический музей, куда начали свозить уникальные творения изобразительного искусства. Была восстановлена библиотека, книжный фонд которой составил тысячи поистине бесценных фолиантов. Первые посетители пришли в музей в 1919 году. Начиная с 1937 года, часть усадебных земель была отдана под отделения военного санатория. Во время Великой Отечественной войны коллекции музея были эвакуированы на Урал.
Достопримечательности усадьбы Архангельское
Церковь Михаила Архангела
Самое старинное здание на территории усадьбы — храм в честь Михаила Архангела, именно он дал название и селу, и усадьбе. Дошедшая до наших дней церковь была построена в 1667 году на месте обветшавшей деревянной крепостным архитектором Павлом Потехиным. Средства на это дал новый владелец подмосковных угодий Одоевский. Церковь Михаила Архангела от других культовых заведений того периода отличалась необычным диагональным расположением приделов, а также оригинальными сводами на двух столпах.
Рядом с церковью находится могила младшей сестры Зинаиды Юсуповой — 22-летней княжны Татьяны, умершей в 1888 году. На могиле в 1899 году была установлена надгробная статуя «Ангел» работы Марка Матвеевича Антокольского. Позднее для лучшей сохранности она была перенесена в парковой павильон усадьбы «Чайный домик», а на могиле установлена копия.
Театр Гонзаги
В 1817 году император Александр I собирался отметить в Москве пятилетний юбилей победы над Наполеоном. К приезду в Москву императорского двора князь Николай Борисович Юсупов решил построить в Архангельском отдельное здание театра, разработку которого возложил на еще одного итальянца — театрального художника Пьетро ди Готтардо Гонзагу. Как архитектор, он спроектировал и перестроил здание Манежа в западной части парка под театр, а как живописец лично написал несколько комплектов декораций. Интересно, что четыре из них сохранились до наших дней: «Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Мраморная галерея».
По воспоминаниям очевидцев Александру I спектакль не понравился. Сам театр существует и сейчас, отметив в 2018 году свой 200-летний юбилей. Это один из немногих театров в мире, сохранившийся в первоначальном виде и единственный с декорациями Гонзаги.
Большой дворец
Центральной частью усадьбы стал дворцовый комплекс, в который входят Большой дом, Западный и Восточный флигели, соединенные с ним колоннадами и Парадный вход — въездная арка, которая соединяет флигели. В Западном флигеле находится Каретная галерея князей Юсуповых.
Красивое симметрично оформленное строение, украшенное величественными колоннами и имеющее множество красивых залов, относится к стилю зрелого классицизма. Южной стороной оно обращено к парку.
Террасы и Большой партер
К южной части дворца примыкают Верхние террасы, украшенные мраморными скульптурами, в том числе гермами — в виде четрехгранных столбов завершенных головой или бюстом. Баллюстрада украшена мраморными вазами, скульптурами и львами. Львов в Архангельском очень много — 26 штук и все они разные, есть дружелюбные и веселые, есть грозные и хмурые.
К Нижней террасе ведет лестница, с которой в свою очередь можно спуститься по двухмаршевой лестнице в Большой партер.
Большой партер — это часть парка размером 240 на 70 метров. Представляет собой открытое пространство, обрамленное мраморными статуями и аллеями.
Малый дворец «Каприз»
Это сооружение поначалу было просто одноэтажным павильоном. Но в конце XVIII века к нему пристроили еще один этаж. При князьях Юсуповых здесь устроили картинную галерею, а вдоль дорожек перед «Капризом» установили большое количество скульптур, мраморных бюстов и ваз, созданных итальянским зодчим Антонио Кановой. В середине 1800-х годов все эти украшения были демонтированы и перенесены на верхнюю террасу.
Храм-памятник Екатерине II
Это сооружение, расположенное в западной части парковой зоны, создали в 1919 году архитектор Евграф Тюрин и скульптор Жан-Доминик Рашетта. Российская императрица представлена ими в виде величественной древнеримской богини правосудия Фемиды.
Кладовая над оврагом
Сегодня в этом здании организовываются всевозможные общественные мероприятия, а задумывалось оно как обычная кладовая. Сооружение возвели в конце XVIII столетия, а в 1816 году его реконструировали, добавив деревянную башню.
Беседка «Розовый фонтан»
Розовый фонтан появился в середине XIX столетия. Розовым его назвали из-за соответствующего цвета мрамора, использованного при его строительстве. Весь фонтан прикрыт причудливо оформленным куполом, покоящимся на четырех колоннах. В центре установлена скульптурная группа «Амур с лебедем», созданная во 2-й половине XVIII века неизвестным мастером.
Проклятие рода Юсуповых
Существует легенда, что над семьей Юсуповых довлел злой рок, известный как проклятие рода Юсуповых. А началась эта история еще во времена Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич в те годы активно укреплял границы своего государства, попутно расширяя их. Таким образом, под его юрисдикцию попали земли Ногайской Орды. Ее лидер, хан Юсуф-Мурза, устав от бесконечных войн, пошел на мировое соглашение с русским правителем, и как гарантию искренности своих намерений отослал в Москву двух своих сыновей.
Сейчас существует несколько версий, как на потомков уважаемого рода наложили проклятие. Было ли это после примирения с Московским царем, или после того, как наследники Юсуфа-Мурзы приняли православие, неизвестно. Но факт остается фактом: из всех родившихся у Юсуповых наследников мужского пола в каждом поколении выживал только один. Для остальных пределом жизни был возраст в 26 лет. Последним из погибших в России членов семьи стал Николай Юсупов, застреленный на дуэли в возрасте 25 лет.
Николай, старший сын владельцев усадьбы был влюблен в красавицу Марину Гейден и встречался с ней и после ее замужества. Оскорбленный муж, граф Арвид Мантейфель вызвал соперника на дуэль, где и застрелил его в Петербурге, на Крестовском острове. В память о сыне, в Архангельском был установлен памятник из бронзы «Скорбящий гений» немецкого скульптора Карла Барта. Николай похоронен в усадьбе «Архангельское» рядом с сестрой матери Татьяной.
Второй сын Юсуповых Феликс, женатый на племяннице Николая II Ирине, прославился участием в убийстве Григория Распутина. Вместе со своей семьей он сумел эмигрировать за границу после революции и дожил до 80 лет. Феликс был последним князем в роду Юсуповых.
Храм-усыпальница Колоннада
Колоннада является одним из самых изящных архитектурных образцов усадьбы. Высокий цоколь здания создает впечатление его парения в воздухе. Просторные лестницы, большие сквозные колонны, поддерживающие фронтон, купол на массивном барабане вызывают восхищение. Архитектор — Роман Иванович Клейн, расписывал храм художник Игнатий Игнатьевич Нивинский.
Строение стоимостью в 320 тыс. рублей начали строить в 1909 году. Оно предназначалось, как церковь и склеп в первую очередь для сына Николая, а также для рода Юсуповых, но по своему назначению никогда не использовалось — помешали Первая мировая война, а потом и революция. Склеп должен был размещаться в нижнем ярусе здания, во втором ярусе, вход в который осуществлялся через портик, должна была быть часовня-усыпальница, а на верхнем ярусе — храм в честь святого Николая, который так и не был никогда освящен.
Когда началась чехарда революционных событий, Юсуповы навсегда уехали за границу. Храм-усыпальница новыми хозяевами была приспособлена под проведение культурных мероприятий. Сначала здесь экспонировались произведения искусства, а в настоящее время проходят концерты классической музыки.
Короткая, ясная, полезная статья. Спасибо)