Усадьба Марфино является одной из самых красивых и необычных усадеб Подмосковья, не зря здесь снималось большое количество кинофильмов. До наших дней сохранились главный дом в неоготическом стиле, парадная белокаменная лестница, ведущая на пристань с грифонами, корпуса псарен, две церкви, а также причудливый мост, усадебный парк и павильоны.
Марфино на карте
Усадьба Марфино
Адрес: Московская область, городской округ Мытищи, село Марфино. Часы работы: ежедневно с 9.00 до 17.00. Для прохода на территорию усадьбы нужен паспорт. Стоимость входа: 50 руб.
Сейчас в дворцовом комплексе находится санаторий «Марфинский», принадлежащий Министерству обороны РФ. Но интерес к поместью не угас, туристы едут сюда отовсюду. Добраться до усадьбы Марфино, находящейся в 25 километрах от МКАД, несложно. Путешественники приезжают на личном транспорте, на маршрутных такси или автобусах.
Усадьба появилась на крутом берегу тихой реки Уча в конце XVII столетия. По одной из версий поместье, построенное в живописных местах для князя Бориса Голицына, назвали в память о его любимой дочери Марфе, трагически утонувшей вместе с двумя дочерями. Другие источники утверждают, что так называлось селение, упоминавшееся еще в 1495 году.
С тех пор прошло несколько веков. Дворянская усадьба, сочетающая два стиля – классический и псевдоготический – сейчас выглядит иначе. Но магия осталась прежней. Интерес объясняется богатой историей старинного поместья, людьми, которые здесь жили, мифами и легендами, сопровождающими его на всем пути. Свидетели рассказывают, что когда в усадьбе снимали сцену «Бал сатаны» из фильма «Мастер и Маргарита», съемочная группа поняла: голоса предков – это не вымысел.
За время своего существования Марфино не раз переходило из рук в руки. В разные времена она принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым, Паниным. Каждый владелец старался внести перемены во внешний облик поместья, приблизив к своему пониманию архитектуры.
Это не помешало дворцовому комплексу, сочетающему противоборствующие стили – классику и псевдоготику – пережить несколько эпох расцвета и войти в историю отечественного зодчества. Бывшее дворянское поместье называют жемчужиной русской архитектуры.
Когда-то Марфино считалось центром притяжения для многих знаменитостей, здесь бывали видные государственные деятели, артисты и писатели. Великолепная природа, речная гладь Учи настраивали на умиротворенный лад. По вечерам проходили театрализованные постановки, играл оркестр. Балы собирали представителей самых богатых семейств.
История: князь Голицын
Первое упоминание об усадьбе Марфино встречается в 1585 году под названием Щибрино, когда она принадлежала дьяку В.Я. Щелкалову. В 1698 году ее приобрел князь Борис Голицын — воспитатель Петра I и владелец усадьбы Дубровицы, при нем усадьба и получила современное название.
В эпоху Голицыных, в 1707 году, в Марфино была построена летняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это единственное строение, сохранившееся от той поры. Миниатюрную церковь с гармоничным объемом построил крепостной архитектор князя Владимир Белозеров. В ее облике присутствуют черты петровского и московского барокко.
Еще одна церковь — Петропавловский зимний храм был построен намного позже в 1790 году. Он находится прямо напротив Рождественской цекрви в нескольких метрах от нее. В середине XIX века храм перестраивался.
Одна из версий свидетельствует, что Голицын был в дружеских отношениях с архитектором Белозеровым. После его смерти в Марфино по указанию князя установили могильную плиту в память о «рабе Божием», прожившем 59 лет. Однако некоторые источники утверждают, что надгробье было возведено во времена господства Салтыковых в знак благодарности талантливому архитектору.
Есть и другая версия – трагическая. В летописях сохранились рассказы о том, что когда строительство храма близилось к завершению, зодчему приснилось, что здание обрушилось. Архитектор решил изменить план строения, усилив его изнутри четырьмя пилонами. Храм укрепили, но площадь здания уменьшилась.
Узнав о самовольном изменении проекта, Голицын приказал выпороть крепостного зодчего на конюшне. Белозеров, скончавшийся во время экзекуции, не выдержал боль и унижение. Так это было или нет, остается гадать. Ни тихая речка, ни высокое небо, раскинувшееся над поместьем, не расскажут правду.
Золотой век: дворяне Салтыковы
«Золотой век» усадьбы, длившийся почти целое столетие, пришелся на время владения Марфино известным в России родом дворян Салтыковых. Салтыковы приобрели усадьбу в 1728 году. В перерывах между роскошными балами и настоящей царской охотой они обустраивали дворцовый комплекс, не жалея на это ни средств, ни сил.
В ту пору, когда хозяином усадьбы был крупный военачальник Петр Салтыков, здесь был возведен роскошный архитектурный ансамбль: построены главный дом, Петропавловская церковь, два корпуса псарен, круглый двухъярусный павильон «Миловида», беседка-полуротонда.
В это же время крепостными были вырыты пруды с четырьмя искусственными островами. От их названий веяло романтикой. Каждый из гостей стремился провести время по своему вкусу: на «Острове любви», «Острове ожидания», «Острове встречи» или «Острове расставания». В программу вечеров входило катание на лодках.
В пору Петра Семеновича, а затем Ивана Петровича Салтыковых в усадьбе под Москвой побывал едва ли не весь цвет дворянского общества. Хозяева радушно принимали министров, дипломатов, писателей. Нередким гостем в Марфино был баснописец Иван Дмитриев, литератор и родной дядя Александра Пушкина – Василий Пушкин, историк Николай Карамзин.
Для домашнего театра, созданного супругой Салтыкова – Дарьей Петровной, обожавшей искусство, Карамзин придумал водевиль, который назвал «Только для Марфина». Актерами, сыгравшими в его пьесе, стали родственники и друзья семейства Салтыковых. Несравненной Дарье Петровне Карамзин посвятил стихи, которые любили цитировать именитые гости. Будучи очарованным поместьем и его владельцами, историк составил подробное описание дворцового комплекса.
Неоготика графини Софьи Паниной
Все, что создавалось в золотой век Салтыковых, было разгромлено во время Отечественной войны 1812 года. Несколько месяцев в имении Марфино под Москвой жили солдаты армии Наполеона, уничтожившие роскошную мебель, дорогие гобелены, картины, уникальную коллекцию фарфоровой посуды. Уходя, они сожгли остатки великолепия, напоминавшие о счастливом времени и людях, создавших эту красоту.
О временах владения поместьем лучшими представителями русского дворянства напоминают две чудом сохранившиеся беседки и два двухэтажных здания. В одном из них когда-то жили псари, в другом держали охотничьих собак.
После смерти Салтыкова усадьба перешла сначала Орловым, затем – Паниным. Во время хозяйствования графа Владимира Орлова в Марфино был построен небольшой кирпичный завод, появились кузница и столярная мастерская.
Тот вид, который в дворянском поместье сохранился до наших дней, Марфино приобрело в 1837–1839 годах благодаря графине Софье Паниной – дочери Орлова, получившей поместье в наследство, и видному московскому архитектору Михаилу Быковскому-ученику Д. Жилярди.
Софья Владимировна реконструировала постройки, выбрав стиль «николаевской» неоготики. Декоративные, псевдоготические элементы изменили классический облик дворца. Быковский перестроил флигели, расположенные перпендикулярно к дому, возвел парадную белокаменную лестницу, ведущую к пруду. Объединив все постройки, созданные в разное время, он придал дворцовому комплексу романтический облик.
Лестница проходит через две террасы. Нижний ее ярус украшен фонтаном и пристанью. На пристани установлены каменные скульптуры грифонов. Римский фонтан со скульптурной группой детей и дельфинов, поддерживающих чашу-раковину, является копией с работы Витали И.
Мост
Из прошлого – в современность
О прошлом известного поместья Марфино напоминает самое необычное и своеобразное строение усадьбы — готический мост на Большом пруду, который играл роль парадного въезда.
Мост был построен еще при Салтыковых в 1770-х годах. В 1837-1839 годах он был кардинально перестроен архитектором Быковским М. Необычный мост представляет собой высокую каменную стену с большим полукруглым пролетом в начале моста и малым — в конце.
Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, вверху которой расположена сквозная крытая галерея из 20 белокаменных восьмигранных колонн. По краям галереи расположены прямоугольные башенки, украшенные изящными колонками. В башенках расположены входы в галерею.
В конце 70-х XX столетия на мосту снимали сцену из фильма «Женщина, которая поет». Главную роль в музыкальной мелодраме сыграла звезда эстрады Алла Пугачева. На Марфинском мосту певица исполнила знаменитый «Сонет Шекспира».
В конце 90-х режиссер Юрий Кара снял здесь сцену «Бал сатаны» из фильма «Мастер и Маргарита», поставленного по одноименному роману Михаила Булгакова. Гости, прибывшие на бал, поднимались к главному зданию усадьбы дому по белокаменной лестнице. Картину создавали долго и сложно. Очевидцы рассказывают, что когда съемочная группа работала в Марфино, вокруг было много мистики, не имеющей отношения к сюжету фильма.
Сейчас знаменитый мост в Марфино находится в аварийном состояние.
Санаторий «Марфинский»
После революции усадьба была национализирована, ее ценности были переданы в музеи. В усадьбе размещались различные учреждения, а позднее военный санаторий. В 1986 году он стал называться центральным военным клиническим санаторием «Марфинский». С 1995 года здесь могут отдыхать не только военные, но и гражданские лица.
К 1990 году рядом с двумя зданиями в классицистическом стиле — бывшими псарнями, были возведены современные здания санаторных корпусов и оздоровительного комплекса. Прогуляться по территории усадьбы раньше могли только отдыхающие. Теперь сюда пускают всех, для этого нужно получить пропуск на КПП по паспорту. Попасть внутрь зданий не получится, для осмотра они доступны только снаружи.