Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Георгиевский собор в Юрьев-Польском — главная достопримечательность города и последний белокаменный храм владимиро-суздальского зодчества доордынского периода. Построенный в XIII веке, он знаменит своей уникальной резьбой, покрывающей фасады сплошным каменным ковром от основания до купола.

История строительства

Первая церковь на этом месте была заложена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Князь посвятил ее Георгию Победоносцу — своему небесному покровителю.

В 1230–1234 годах его внук, князь Святослав Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо), приказал разобрать старый храм и возвести на его месте (или рядом) новый белокаменный собор. По одной из версий, сам князь Святослав мог быть архитектором этого здания. Вероятно, что владимирский епископ Митрофан тоже приложил руку к созданию храма.

Уже через 4 года — в 1238 году произойдет сокрушительное нашествие на Русь хана Батыя. Епископ Митрофан вместе с семьей великого князя владимирского Юрия и некоторыми горожанами будет сожжен жестокими захватчиками в Успенском соборе Владимира. Сам Юрьев-Польский будет разорен татаро-монголами, но Георгиевский собор устоит и переживет последующие набеги ордынцев.

Обрушение и восстановление Георгиевского собора

Трагическая страница в истории Георгиевского собора связана с его обрушением в XV веке. В 1460-х годах часть стен и сводов рухнула, нарушив гармонию древнего храма. Заграевский С.В. считает, что причина разрушения кроется в ошибках архитектора — князя Святослава Всеволодовича.

Несколько лет храм простоял в руинах. В 1471 году великий князь Иван III поручил его восстановление московскому мастеру Василию Ермолину. Он сумел отремонтировать храм, но вернуть ему первоначальный облик уже не удалось — не сохранились чертежи и рисунки здания, по которым можно было его воссоздать.

Василий Дмитриевич Ермолин был крупным купцом и подрядчиком, архитектором и скульптором. Он обновил стены московского Кремля, перестроил Фроловские (Спасские) ворота, построил трапезную Троице-Сергиевой лавры и обновил надвратную церковь Золотых ворот. По его заказу была составлена Ермолинская летопись.

При реставрации была нарушена изначальная программа скульптурного декора, также некоторая его часть утеряна. Часть рельефных камней осталась лишней, позднее они были найдены на дворах местных жителей. Сейчас эти камни хранятся внутри храма.

В XVII-XVIII вв. образ собора продолжал меняться: покрытие получило скатный тип вместо позакомарного, а к зданию были пристроены колокольня и ризница, снесенные в 1930-е гг. по инициативе П.Д. Барановского.  

Нынешний вид храма сильно отличается от изначального, структура рельефов сильно нарушена. Несмотря на эти изменения, Георгиевский собор сохранил свою уникальность. Он является архитектурным шедевром и выдающимся памятником владимиро-суздальской школы белокаменного зодчества.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском зимой, вид с юго-запада

Для реставраторов и историков Георгиевский собор стал замысловатым ребусом — загадкой. Как выглядел первоначально храм? В какой последовательности и как были размещены каменные узоры? Н.Н. Воронин, Г.К. Вагнер, А.В. Столетов, С.В. Заграевский составили свои варианты реконструкции изначального внешнего облика храма XIII века.

Каменная резьба

Лучше всего сохранился северный фасад, который был главной стороной здания, обращенной к городской площади. На нем изображены фигуры святых, целителей и ангелов, над порталом — небесный покровитель города и храма Георгий Победоносец.

Южная сторона пострадала сильнее и была собрана заново. На ней изображены композиции: Пресвятая Богородица Оранта, Троица и Преображение.

Святославов крест — главная святыня собора

Святославов крест

Главной реликвией Георгиевского собора является каменная композиция «Святое Распятие», более известная как Святославов крест. Этот чудотворный образ, созданный в начале XIII века, представляет собой искусно высеченный из камня крест с надписью: «Сооружен сей честный животворящий крест Господень благоверным князем Святославом Всеволодовичем в лето 6732» (1224 год от Р. Х.).

Согласно преданию, крест был изготовлен по велению князя Святослава Всеволодовича в память о чудесном спасении на Волге. Первоначально он находился на северном фасаде собора, но позднее был перенесен внутрь храма. Сегодня это одна из немногих уцелевших реликвий домонгольской Руси, сохранившихся в почти первозданном виде.

На протяжении столетий к чудотворному кресту стекались паломники, включая великих князей и царей. Исторические источники свидетельствуют, что ему поклонялись великий князь Василий III, царь Иоанн IV Грозный и первый государь из династии Романовых – Михаил Фёдорович.

В Георгиевском соборе также находилась гробница самого князя Святослава Всеволодовича, скончавшегося в 1252 году.

Лапидарий Георгиевского собора: резные камни

Помимо Святославова креста, в соборе хранится коллекция резных белокаменных фрагментов – лапидарий. Эти камни были обнаружены во время разборки поздних пристроек, окружавших храм, а также в ходе реставрационных работ. Первоначально их складировали внутри собора, а в 1970 году здесь открылась постоянная выставка, где можно увидеть уцелевшие элементы древнего декора.

Музей в Георгиевском соборе

  • В 1925 году собор был передан Юрьев-Польскому музею, основанному в 1920 г.
  • С 1974 года музей стал филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
  • В 1989 году он вошел в состав Владимирского музейного объединения как самостоятельное учреждение.
  • В 2025 году собор передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику по распоряжению Росимущества.

Храм не включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возможно поэтому он никак не может дождаться качественной реставрации и тихо разрушается. Главная проблема памятника архитектуры — засоленность белого камня.

Практическая информация

На данный момент Георгиевский собор закрыт для посещения на неопределенный срок. Осмотр возможен только снаружи.

Читайте также

Поделитесь статьей в соцсетях:
Dostop — карта впечатлений
Добавить комментарий