Исаакиевский собор: история и легенды

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге считается одной из главных достопримечательностей Северной столицы и уникальным памятником русской архитектуры. Это самый большой храм города и одно из самых высоких купольных сооружений мира.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Сайт: www.cathedral.ru Адрес: Исаакиевская площадь, дом 4. Ближайшая станция метро: Адмиралтейская.

Исаакиевский собор расположен рядом с Дворцовой площадью и Невским проспектом. Вход со стороны Малой Морской улицы и Исаакиевской площади. Сзади него — Александровский сад и Сенатская площадь с Медным всадником.

Официальное название храма — собор преподобного Исаакия Далматского. Он строился 40 лет из-за сложных работ — с 1818 по 1858 годы по проекту талантливого французского архитектора Огюста Монферрана. После освящения храма он стал главным кафедральным собором Санкт-Петербурга и имперской России.

С 1931 года в Исаакиевском соборе работает музей, который является одним из самых посещаемых в городе. Увидеть архитектурное чудо ежедневно приходят тысячи человек. Кроме самого музея можно посетить колоннаду Исаакиевского собора — лучшую смотровую площадку Санкт-Петербурга. Отсюда открывается вид на его центральную часть.

Главные достопримечательности Санкт-Петербурга

История создания Исаакия

Исаакий

Современный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – не первый храм с таким названием, а четвертый. Первая деревянная церковь в этих местах была построена в далеком 1710 году по указу императора Петра I, в честь малоизвестного в России византийского монаха Исаакия Далматского, причисленного к лику святых. Петр I родился в день его памяти — 30 мая.

Первая Исаакиевская церковь располагалась напротив центральных ворот Адмиралтейства и была самой простой и крошечной — «чертежный амбар». В ней были обвенчаны Петр I и его вторая жена Марта Скавронская, впоследствии ставшая Екатериной I.

В 1717 году начали строить новую, уже каменную церковь на месте, где сейчас установлен Медный всадник. Но ее пришлось срочно разбирать — грунт под фундаментом начал оседать, храм часто подтапливало водой.

Третью Исаакиевскую церковь в 1768 году начала строить Екатерина II по проекту Антонио Ринальди, но не успела завершить ее до своей смерти. Построенный наполовину храм, празднично облицованный мрамором, император Павел приказывает достроить дворцовому архитектору Винченцо Бренна. Оставшийся неиспользованный мрамор он забирает для строительства Михайловского замка, а Исаакиевский собор был достроен в кирпиче.

Храм считался неудачным из-за нелепого вида кирпичной кладки на мраморном основании. В правление императора Александра I в 1809 году был объявлен конкурс на лучший проект перестройки Исаакиевского собора. Несколько лет конкурсная комиссия рассматривала предложения таких выдающихся архитекторов, как Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Чарлза Камерона и других. Но все они предлагали проекты с нуля, а требовалась перестройка существующего храма.

В 1816 году глава Комитета по делам строений и гидравлических работ Августин Бетанкур предложил императору проект французского архитектора Огюста Монферрана, недавно приехавшего из Франции. Монферран представил целых 24 рисунка с разными проектами собора и был утвержден императором. В 1818 году произошла торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Согласно городской легенде Монферрану было предсказано, что он будет жить, пока строится собор, поэтому якобы архитектор всячески затягивал строительство. И действительно, через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, Монферран скончался.

Строительство собора

Исаакий

По проекту Монферрана Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге должен был включать в себя алтарную часть предыдущего храма и подкупольные пилоны. Процесс строительства шел хоть и долго, зато основательно. К примеру, при изготовлении фундамента в грунт забили 12 000 деревянных просмоленных свай. А чтобы их ровно обрезать, фундаментную яму залили водой. После того как пришли холода, и вода замерзла, все сваи были спилены по уровню льда. 

Не менее оригинально подошли к изготовлению главного купола. Обычно его делали из камня, но Монферран чтобы облегчить его предложил металлическую конструкцию, составленную из трех частей: внутренней – сферической, средней – конической, а внешней – параболической.

Внутри Исаакиевского собора

Материал изготовления купола представлял собой комбинацию из литого чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров. Последние предназначались для улучшения акустики в подкупольном пространстве. Всего установили порядка 100 000 таких цилиндров. Нечто подобное было сделано британцами, когда в Лондоне строился собор Святого Павла.

Купола позолотили, как делали во всех знаковых храмах России. Однако площадь поверхности огромного храмового купола почти 26-метрового диаметра была настолько огромной, что для его золочения потребовалось до 100 килограммов золота.

В итоге город получил грандиозное сооружение высотой 101,5 метра, вмещающее более 12 000 человек. Собор является самым тяжелым историческим зданием Петербурга, его вес 300 тысяч тонн.

Петербуржцы еще в XIX веке, прозвали собор Чернильницей, за сходство собора с настольным чернильным прибором.

Колоннада Исаакиевского собора

Модель лесов для установки колонн
Модель лесов для установки колонн

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — это его колонны. Нижний уровень представлен могучими восьмиколонными портиками, получившими дополнительные украшения в виде статуй и барельефов. Верхний уровень – это собственно соборная колоннада.

Колонны сделаны из гранитного монолита, которые добывали под Выборгом и переплавляли по воде в Санкт-Петербург. Чтобы доставить их до строительства, в городе проложили специальную железную дорогу. Уже на месте бригада камнетесов доводила заготовки до требуемого состояния.

Колонны высотой 17 метров весили 114 тонн. Для их подъема использовали специальные леса, спроектированные инженером А. Бетанкуром. Благодаря лесам на подъем одной колонны уходило всего 40-45 минут. Вопреки принятым правилам строительства в России, для Исаакия сначала установили все колонны, а потом уже построили стены.

Верхние 24 колонны, каждая из которых была размеров в 14 метров и весила до 67 тонн, поднимали на высоту в 43 метра. Они составили, так называемый, барабан, на котором позже установили купол храма. Стенки барабана прорезаны 12-ю гигантскими окнами, через которые открывается великолепный вид на город.

Исаакий

Сейчас колоннада преобразована в смотровую площадку, с которой каждый желающий может посмотреть на панораму города, если, конечно, рискнет туда подняться. Дело в том, что туда нет лифта, а ведут две винтовые лестницы, в каждой из которых 262 ступени. По одной из них люди поднимаются наверх, по другой – спускаются. Примечательно, что каждая 10-я ступенька подъема пронумерована. Цифра на ней показывает, сколько еще ступеней надо пройти человеку, чтобы подняться на площадку колоннады.

Интерьер собора

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге называют музеем самоцветов, так как для украшения храма были использованы 43 породы минералов: несколько видов мрамора, яшма, малахит, янтарь, порфир и многие другие. Собор является единственным памятником архитектуры, где в таком масштабе были применены различные виды природного цветного камня.

Самая значительная часть интерьера собора — заалтарная икона «Воскресший Христос», выполненная в виде витража. Интересно, что раньше витражи использовались только в католических храмах. Данную работу посоветовал Николаю I архитектор Лео фон Кленце, она была заказана в Германии. Художник рисунка — Генрих Мария фон Хессе. Витраж является самым большим в России, его площадь 28,5 кв. м.

Иисус Христос изображен в полный рост, шагающий по облаку. Увидеть его можно только, если открыты царские врата главного алтаря собора.

Строительство собора длилось 40 лет, а декоративные внутренние работы велись до революции 1917 года, а это еще около 60 лет. Собор расписывали такие талантливые художники, как Карл Брюллов, Федор Бруни, Василий Шебуев и другие. Храм украшен как наружными, так и внутренними скульптурами известных скульпторов Николая Пименова, Петра Клодта, Ивана Витали.

Уже в 1851 году по настоянию Николая I для оформления собора внутри начали использовать мозаику. Огромный храм плохо отапливался, из-за постоянной сырости росписи портились, некоторые из них пришлось заменить мозаикой.

Уникальные музейные экспонаты Исаакия

Бюст Огюста Монферрана
Бюст Огюста Монферрана

В музее Исаакиевского собора можно увидеть следующие уникальные экспонаты:

  • Модель лесов для установки колонн (1826 год) — построена для императора Николая I, чтобы наглядно продемонстрировать, как будут устанавливаться колонны;
  • Модель купола Исаакиевского собора в разрезе;
  • Все четыре модели Исаакиевского собора;
  • Витраж в алтаре с изображением Иисуса Христа;
  • Бюст Огюста Монферрана, выполненный из всех облицовочных материалов, которые использовались при постройке собора.

Исаакиевский собор во время блокады

Исаакиевский собор во время блокады

Во время начала Великой Отечественной войны началась эвакуация культурных ценностей из музеев Санкт-Петербурга и дворцов Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ломоносовска и Павловска в тыл страны. Все вывезти не успели и оставшееся было решено свезти в одно место в Ленинграде, таким хранилищем и стал Исаакиевский собор.

Выбор на него пал неслучайно. Согласно городской легенде на экстренном собрании, созванном для решения, где разместить музейное хранилище, один старый артиллерист предложил использовать подвалы Исаакиевского собора. По его словам, немцы, обстреливая Ленинград, будут использовать купол Исаакия, как ориентир и захотят сохранить собор для пристрелки.

И действительно, Исаакий ни разу не подвергся прямому артобстрелу, хотя и пострадал от войны. До сих пор можно увидеть следы от осколков бомб и снарядов на его гранитных колоннах, от сырости были сильно повреждены росписи, мозаики и мрамор.

В июле 1941 года в Исаакиевском соборе было создано объединенное хозяйство музеев. Группа альпинистов для маскировки собора закрасила серой масляной краской его позолоченный купол и звонницы. Окна были заложены кирпичом и мешками с песком, рядом с собором установлены аэростаты воздушного заграждения, в Александровском саду разместились зенитные батареи.

В больших деревянных ящиках везли в собор музейные ценности: фарфор, картины, ткани, монеты, книги и многое другое. Всего здесь было собрано около 120 тысяч уникальных предметов. За ними продолжали смотреть хранители, которые приехали из пригородов Санкт-Петербурга и разместились жить в холодных и сырых подвалах Исаакия, среди них было трое маленьких детей.

В условиях голода и холода музейные хранители проветривали вверенные им ценности, выносили сушить на солнце, включая старинную, тяжелую мебель, вели научно-исследовательскую работу, вместе с бойцами ПВО дежурили на крыше и колоннаде, спасая храм от зажигательных бомб.

После полного окончания блокады 27 января 1944 года хранители покинули Исаакиевский собор. В память об их малоизвестном подвиге в подвале собора в 2005 году была создана мемориальная выставка «Чтобы помнили…», где воссоздана атмосфера блокадного времени. На мемориальной доске в подвале выбиты 101 имя хранителей, служащих и рабочих военного времени.

Послевоенная реставрация Исаакиевского собора осуществлялась с 1945 по 1963 годы.

Исаакий: музей или храм?

Исаакий Питер

С момента освещения храма в 1858 году и до 1928 года Исаакиевский собор был действующим храмом. Интересно, что с момента окончания строительства и до настоящего времени он никогда не находился в полном ведение церкви, несмотря на ее настоятельные просьбы. Сначала Исаакий был под управлением Министерства путей сообщения и публичных зданий, а потом Министерства внутренних дел.

В 1918 году собор был национализирован, его здание и имущество стало принадлежать государству. В 1922 году собор был разорен: были изъяты церковные ценности на 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений. Они были вывезены на двух грузовиках в пользу голодающих Поволжья. В 1931 году храм был передан в полное ведение Главнауки в качестве музейного памятника и в этом же году здесь был открыт антирелигиозный музей.

Базовым экспонатом его стал находящийся в главном зале маятник Фуко. Демонстрация физического опыта французского ученого Леона Фуко позволяла посетителям наглядно убедиться в том, что наша планета вращается. Маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, длина его нити составляла 98 метров. В 1986 году маятник был снят и до сих пор находится в подвале собора.

В 1990 году были возобновлены церковные службы, воссозданы колокола. В 2016 году РПЦ потребовала передать Исаакиевский собор в ее собственность. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко согласился с данным требованием. Данное решение вызвало большой общественный резонанс среди горожан. Были проведены массовые акции протеста, активисты вели общественную кампанию за сохранение статуса Исаакиевского собора в качестве музея-памятника. Согласно опросам, большинство горожан не хотели передачи его церкви.

Музей «Исаакиевский собор» является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Он является полностью самоокупаемым, при передаче собора церкви расходы по его содержанию и реставрации полностью легли бы на город.

В 2019 году стало известно, что пока РПЦ отступила и собор не будет ей передан. Петербуржцы смогли отстоять музей, и он продолжил свою научно-просветительскую деятельность. Тем не менее в соборе ежедневно проводятся утренние и вечерние богослужения. Сначала они осуществлялись в боковом приделе Александра Невского, а в 2018 году музей передал церкви и придел святой Екатерины.

Церемония венчания потомка Романовых в Исаакиевском соборе

Венчание в Исаакиевском соборе

1 октября 2021 г. в Исаакиевском соборе состоялось торжественное мероприятие, собравшее в Петербурге большое количество представителей императорских домов Европы. Им стало венчание потомка российской императорской семьи — великого князя Георгия Романова с дочерью итальянского дипломата Ребеккой Беттарини, в православии принявшей имя Виктория Романова.

На церемонии присутствовала Мария Владимировна Романова — внучка великого князя Кирилла Владимировича и мать Георгия, считающая себя Императрицей Всероссийской. В доме Романовых главенство ветви Кирилловичей оспаривают, поэтому скептически отнеслись к венчанию.

Церемония проводилась митрополитом Петербургским и Ладожским Варсонофием. Данное событие широко освещалось в СМИ, как первое венчание Романовых в Санкт-Петербурге спустя 120 лет.

Фото на фоне Исаакиевского собора

В конце октября 2021 г. имя Исаакиевского собора невольно оказалось связанным со скандалом. Блогер и Instagram-модель Ирина Волкова сфотографировалась в стрингах на фоне Исаакия и выложила фото в Instagram. Но большой резонанс вызвал не данный факт, а то, что девушку за фото у Исаакиевского собора задержала полиция.

Было возбуждено уголовное дело об оскорблении чувств верующих, девушке грозило до 1 года лишения свободы. Но, на следующий день после извинений в суде, блогершу отпустили. Особое удивление вызывает данное событие, тем что Исаакиевский собор — это музей, а не храм. Но в России явно появился новый тренд — сажать за фото в нижнем белье.

Оцените статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )