Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — это военно-морской корабль, стоящий на вечной стоянке у Петроградской набережной. Главный символ октябрьской революции 1917 г. стал одной из самых посещаемых городских достопримечательностей. У легендарного крейсера интересная и богатая событиями история.
Крейсер «Аврора»в Санкт-Петербурге на карте
Крейсер
Сайт: navalmuseum.ru Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, д. 2. Ближайшие станции метро: Горьковская и Площадь Ленина. Пешком от метро 15-20 мин.
Часы работы: с 11.00 (с 10.00 — с мая по август) до 18.00, касса до 17.15, выходные — понедельник и вторник.
Стоимость билета: 500 ₽, школьникам, студентам, пенсионерам — 300 ₽.
Корабль пришвартован на вечную стоянку у Большой Невки, напротив военно-морского училища имени Нахимова. Крейсер стал главным персонажем революционных событий в октябре 1917 г. Его выстрел, согласно предварительной договоренности, стал сигналом для штурма «Зимнего дворца» и ареста Временного правительства.
Кроме этого исторического события «Аврора» представляет интерес и как образец военно-морской техники. Она является памятником российского кораблестроения начала XX века. Крейсер участвовал в трех войнах: Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914-1918) и Великой Отечественной (1941-1945).
Сейчас корабль является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, принадлежащему Министерству обороны России. Поднявшись на палубу корабля можно полюбоваться замечательными видами на Неву и потрогать легендарное орудие, сделавшее выстрел.
Внутри крейсера несколько музейных залов, рассказывающих об истории «Авроры» в разных исторических эпохах.
Билет в музей можно купить в кассе или онлайн. Особенности при покупке билета:
- Пушкинской картой оплатить нельзя;
- Онлайн-билет нужно обязательно распечатать.
Рождение Авроры
Бронепалубный крейсер 1-го ранга был построен на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» в 1897-1900 гг. Он предназначался для усиления морских сил России на Дальнем Востоке. Был торжественно спущен на воду со стапелей Адмиралтейской верфи 11 мая 1900 г. в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи. Дальше последовали испытания корабля и устранение заводских неисправностей. 18 сентября 1903 г. они были полностью завершены.
Имя кораблю выбрал Николай II из списка предложенных корабельных имен. Аврора, как известно, имя древнеримской богини утренней зари, но крейсер был назван в честь боевого фрегата «Аврора», прославившегося во время Крымской войны.
Цусимское сражение
27-28 мая 1905 г. под командованием капитана 1 ранга Егорьева Е.Р. крейсер в составе Тихоокеанского флота участвовал в Цусимском сражении. «Аврора» понесла большие потери в личном составе и получила множество повреждений от японских снарядов. В самом начале боя осколок прилетевшего снаряда попал в боевую рубку и смертельно ранил командира крейсера капитана 1 ранга Е.Р. Егорьева. Он скончался не приходя в сознание. Многие офицеры, находившиеся рядом с ним были ранены.
Необычный фотопортрет капитана Евгения Романовича Егорьева можно увидеть в музее, его подарили семье погибшего офицеры крейсера. Рама выполнена из обгоревших досок тиковой палубы, а паспарту из стального куска переборки корабля, пробитого осколками японского снаряда. В 1959 г. сын капитана адмирал Егорьев В.Е. передал портрет в фонды музея.
Русская эскадра была разгромлена. Контр-адмирал О.А. Энквист принимает решение увести оставшиеся крейсеры «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» из Корейского пролива на юг. Им удается оторваться от японских кораблей и добраться до нейтрального города Манилы на Филиппинах, контролируемого американцами, где они были интернированы до окончания войны.
В 1906 г. после проведенного ремонта, крейсеры благополучно вернулись домой на Балтику. «Аврора» стала учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса.
Первая мировая война
В начале Первой мировой войны в 1914 г. «Аврора» находилась в Кронштадте, в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. Она несла дозорную службу по охране Петрограда со стороны Финского залива.
В ноябре-декабре 1914 г «Аврора» обследовала шхерный фарватер из Финского залива в Ботнический, что позволило крупным российским кораблям безопасно выходить в открытое Балтийское море. Зимой 1914-1915 гг крейсер находился на рейде Гельсингфорса (Хельсинки).
6 сентября 1916 г. крейсер пришел в Кронштадт и встал в капитальный ремонт у стенки Франко-Русского завода в Петрограде. Благодаря этому «Аврора» оказалась в самой гуще революционных событий 1917 г.
Революция и Гражданская война
Команда «Авроры» находилась в тесном контакте с рабочими завода, ремонтирующими крейсер, и подвергалась революционной агитации. После Февральской революции 1917 г. непростые взаимоотношения между командой и офицерами накалились до предела.
28 февраля на борт корабля поднялись рабочие и вместе с матросами водрузили красный флаг. За отказ нести красный флаг был застрелен командир крейсера капитан 1-го ранга Никольский М.И. Старший офицер Огранович П.П. был ранен ударом штыка в горло. Большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.
Постепенно команда «Авроры» попала под влияние большевиков. На корабле проходили постоянные митинги и собрания, авроровцы участвовали во всех революционных событиях в городе. Наконец осенью ремонт крейсера должен был завершиться, в октябре «Аврора» должна была выйти в море на испытания. Но большевики, подготавливающие восстание в городе, воспротивились. «Аврора» осталась в Петрограде и была подчинена Петроградскому совету.
В ночь на 25 октября крейсер приходит к Николаевскому (сейчас Благовещенскому мосту) и встает на якорь. Накануне, по приказу Временного правительства, все мосты были разведены и охраняются юнкерами. Увидев «Аврору» юнкера покидают мост. С корабля на Николаевский мост поднимаются электрики и сводят его.
Самое известное событие в истории «Авроры», после которого она навсегда вошла в историю страны, произошло 25 октября (7 ноября) 1917 г. По приказу первого комиссара «Авроры» Белышева А.В. носовое орудие крейсера в 21.40 произвело холостой выстрел. Это стало сигналом к началу штурма Зимнего дворца и сделало корабль символом Октябрьской революции.
В 1918 г. в России началась Гражданская война. Крейсер был переведен в Кронштадт и выведен в резерв. Команда разошлась по домам и фронтам.
После окончания Гражданской войны «Аврора» использовалась в качестве учебного корабля для подготовки кадров Военно-морского флота. После обследования корабля в 1933 г. было принято решение о проведение капитального ремонта. Но он постоянно откладывался из-за загруженности Ленинградского судостроительного завода и крейсер решили отправить на слом. В мае 1941 г. народным комиссаром ВМФ СССР, адмиралом Н.Г. Кузнецовым уже был подписан приказ о присвоении имени «Аврора» новому крейсеру, но началась Великая Отечественная война, которая изменила судьбу корабля.
Во время Великой Отечественной войны
Перед началом войны крейсер «Аврора» находился в порту Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов) и использовался как учебный корабль. С первых же дней войны крейсер «Аврора» был включен в систему противовоздушной системы обороны. Огнем своей зенитной артиллерии он защищал небо над Кронштадтом вместе с другими кораблями и наземными батареями.
На начало войны экипаж «Авроры» составлял 260 человек. Постепенно моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли создаваемых речных военных флотилий и сухопутный Ленинградский фронт.
07 июля 1941 года на корабли Чудской военной флотилии были переданы пять орудий меньшего калибра. Вместе с ними отправились 35 человек из команды. Одно орудие 130 мм было установлено на бронепоезде «Балтиец».
8 июля 1941 г. с крейсера были сняты 9 орудий главного калибра (130-мм). Вместе с частью экипажа была сформирована артиллерийская батарея специального назначения «А» (Аврора). Ее задачей была защита Ленинграда с суши, батарея была отправлена на юго-запад от города, на Дудергофские высоты.
Орудия были установлены на позиции протяженностью 12 км, между Дудергофом (поселок Можайский) и Киевским шоссе. Личный состав батареи «А» был укомплектован с разных кораблей и частей. Из 9 орудий авроровцы командовали тремя: №2, №3 и №4.
6-13 сентября 1941 г., приняв неравный бой с немцами, батарея «А» была уничтожена. Пятеро раненых матросов и девушка-сандружинница попали в плен и были казнены, их сожгли заживо.
В 1984 г. на Дудергофских высотах у Ореховой (Вороньей) горы был установлен мемориальный комплекс «Морякам-Авроровцам», включенный в Зеленый пояс Славы. Надо отметить, что мемориал был построен благодаря врачу батареи «А», вдове казненного командира орудия №5 батареи «А» Смаглия А.В. — Павлушкиной Антонине Григорьевне. Много лет она обивала пороги всевозможных инстанций, встречая полное равнодушие и бездействие чиновников. Вместо мемориала местные власти планировали построить парники.
В сентябре 1941 г. крейсер был сильно поврежден от попадания артиллерийских снарядов и авиабомб. Возникла угроза затопления «Авроры», получившей крен 23°. Благодаря мужественным действиям личного состава крен был выровнен и корабль посажен на грунт на ровном киле. Оставшиеся орудия были выгружены с корабля.
После войны и настоящее время
Не дожидаясь окончания войны, в 1944 г. было принято решение о восстановлении «Авроры» как легендарного памятника Октябрьской революции. В 1945-1947 гг. был осуществлен капитальный ремонт крейсера. Внешне он был приближен к своему виду в 1917 г.
Корабль стал учебной базой для воспитанников Нахимовского училища. 17 ноября 1947 г. он торжественно занял свое место на реке Большая Невка напротив здания училища.
С 1950 г. силами личного состава, энтузиастов и ветеранов «Авроры» на корабле начал создаваться музей. В 1956 г. на нем был открыт филиал Центрального военно-морского музея.
В 1961 г. крейсер перестал быть учебной базой. Но здесь по прежнему несет вахту команда матросов и офицеров, для охраны корабля и его технического обслуживания.
В 1984 г. историческое судно покинуло место вечной стоянки и было отбуксировано на судостроительный завод имени А.А. Жданова для капитального ремонта. Были заменены почти все механизмы и многие детали корпуса. В 1987 г. «Аврора» вернулась на место своей стоянки у Нахимовского Военно-морского училища.
Новый ремонт крейсера был осуществлен в 2014-2016 гг. Был обновлен корпус корабля и создана новая экспозиция действующего музея на «Авроре».
Крейсер не раз становился героем фильмов, книг, картин и песен. Самая известная песня «Крейсер «Аврора» была написана в 1973 г. Владимиром Шаинским (музыка) и Михаилом Матусовским (слова):
"Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой...
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встаёт над Невой?..."