Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер "Аврора" в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — это военно-морской корабль, стоящий на вечной стоянке у Петроградской набережной. Главный символ октябрьской революции 1917 г. стал одной из самых посещаемых городских достопримечательностей. У легендарного крейсера интересная и богатая событиями история.

Крейсер «Аврора»в Санкт-Петербурге на карте

Крейсер

"Аврора" на вечной стоянке

Сайт: navalmuseum.ru Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, д. 2. Ближайшие станции метро: Горьковская и Площадь Ленина. Пешком от метро 15-20 мин.

Часы работы: с 11.00 (с 10.00 — с мая по август) до 18.00, касса до 17.15, выходные — понедельник и вторник.

Стоимость билета: 500 ₽, школьникам, студентам, пенсионерам — 300 ₽.

Корабль пришвартован на вечную стоянку у Большой Невки, напротив военно-морского училища имени Нахимова. Крейсер стал главным персонажем революционных событий в октябре 1917 г. Его выстрел, согласно предварительной договоренности, стал сигналом для штурма «Зимнего дворца» и ареста Временного правительства.

Кроме этого исторического события «Аврора» представляет интерес и как образец военно-морской техники. Она является памятником российского кораблестроения начала XX века. Крейсер участвовал в трех войнах: Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914-1918) и Великой Отечественной (1941-1945).

Сейчас корабль является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, принадлежащему Министерству обороны России. Поднявшись на палубу корабля можно полюбоваться замечательными видами на Неву и потрогать легендарное орудие, сделавшее выстрел.

Музей в "Авроре"

Внутри крейсера несколько музейных залов, рассказывающих об истории «Авроры» в разных исторических эпохах.

Билет в музей можно купить в кассе или онлайн. Особенности при покупке билета:

  • Пушкинской картой оплатить нельзя;
  • Онлайн-билет нужно обязательно распечатать.

Рождение Авроры

Первый спуск на воду "Авроры"
Спуск на воду 11 (23) мая 1900 г. крейсера I ранга «Аврора»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга был построен на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» в 1897-1900 гг. Он предназначался для усиления морских сил России на Дальнем Востоке. Был торжественно спущен на воду со стапелей Адмиралтейской верфи 11 мая 1900 г. в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи. Дальше последовали испытания корабля и устранение заводских неисправностей. 18 сентября 1903 г. они были полностью завершены.

"Аврора" в 1903 г.
«Аврора» на Кронштадтском рейде. 1903 г.

Имя кораблю выбрал Николай II из списка предложенных корабельных имен. Аврора, как известно, имя древнеримской богини утренней зари, но крейсер был назван в честь боевого фрегата «Аврора», прославившегося во время Крымской войны.

Цусимское сражение

Аврора после Цусимского сражениия 1905 г
Крейсер «Аврора» после Цусимского сражения в Маниле (Филиппины). 1905 г.

27-28 мая 1905 г. под командованием капитана 1 ранга Егорьева Е.Р. крейсер в составе Тихоокеанского флота участвовал в Цусимском сражении. «Аврора» понесла большие потери в личном составе и получила множество повреждений от японских снарядов. В самом начале боя осколок прилетевшего снаряда попал в боевую рубку и смертельно ранил командира крейсера капитана 1 ранга Е.Р. Егорьева. Он скончался не приходя в сознание. Многие офицеры, находившиеся рядом с ним были ранены.

Читайте также:  Казанский собор в Санкт-Петербурге
Фотопортрет капитана Е.Р. Егорьева

Необычный фотопортрет капитана Евгения Романовича Егорьева можно увидеть в музее, его подарили семье погибшего офицеры крейсера. Рама выполнена из обгоревших досок тиковой палубы, а паспарту из стального куска переборки корабля, пробитого осколками японского снаряда. В 1959 г. сын капитана адмирал Егорьев В.Е. передал портрет в фонды музея.

Русская эскадра была разгромлена. Контр-адмирал О.А. Энквист принимает решение увести оставшиеся крейсеры «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» из Корейского пролива на юг. Им удается оторваться от японских кораблей и добраться до нейтрального города Манилы на Филиппинах, контролируемого американцами, где они были интернированы до окончания войны.

Повреждения «Авроры» после Цусимы
Боевые повреждения крейсера «Аврора» после Цусимского сражения

В 1906 г. после проведенного ремонта, крейсеры благополучно вернулись домой на Балтику. «Аврора» стала учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса.

Первая мировая война

Крейсер «Аврора» в 1916 г.
Крейсер «Аврора» во время Первой мировой войны. 1916 г.

В начале Первой мировой войны в 1914 г. «Аврора» находилась в Кронштадте, в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. Она несла дозорную службу по охране Петрограда со стороны Финского залива.

В ноябре-декабре 1914 г «Аврора» обследовала шхерный фарватер из Финского залива в Ботнический, что позволило крупным российским кораблям безопасно выходить в открытое Балтийское море. Зимой 1914-1915 гг крейсер находился на рейде Гельсингфорса (Хельсинки).

6 сентября 1916 г. крейсер пришел в Кронштадт и встал в капитальный ремонт у стенки Франко-Русского завода в Петрограде. Благодаря этому «Аврора» оказалась в самой гуще революционных событий 1917 г.

Революция и Гражданская война

Аврора в 1917 г.

Команда «Авроры» находилась в тесном контакте с рабочими завода, ремонтирующими крейсер, и подвергалась революционной агитации. После Февральской революции 1917 г. непростые взаимоотношения между командой и офицерами накалились до предела.

28 февраля на борт корабля поднялись рабочие и вместе с матросами водрузили красный флаг. За отказ нести красный флаг был застрелен командир крейсера капитан 1-го ранга Никольский М.И. Старший офицер Огранович П.П. был ранен ударом штыка в горло. Большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Постепенно команда «Авроры» попала под влияние большевиков. На корабле проходили постоянные митинги и собрания, авроровцы участвовали во всех революционных событиях в городе. Наконец осенью ремонт крейсера должен был завершиться, в октябре «Аврора» должна была выйти в море на испытания. Но большевики, подготавливающие восстание в городе, воспротивились. «Аврора» осталась в Петрограде и была подчинена Петроградскому совету.

Читайте также:  Михайловский замок (Инженерный замок)

В ночь на 25 октября крейсер приходит к Николаевскому (сейчас Благовещенскому мосту) и встает на якорь. Накануне, по приказу Временного правительства, все мосты были разведены и охраняются юнкерами. Увидев «Аврору» юнкера покидают мост. С корабля на Николаевский мост поднимаются электрики и сводят его.

Самое известное событие в истории «Авроры», после которого она навсегда вошла в историю страны, произошло 25 октября (7 ноября) 1917 г. По приказу первого комиссара «Авроры» Белышева А.В. носовое орудие крейсера в 21.40 произвело холостой выстрел. Это стало сигналом к началу штурма Зимнего дворца и сделало корабль символом Октябрьской революции.

В 1918 г. в России началась Гражданская война. Крейсер был переведен в Кронштадт и выведен в резерв. Команда разошлась по домам и фронтам.

После окончания Гражданской войны «Аврора» использовалась в качестве учебного корабля для подготовки кадров Военно-морского флота. После обследования корабля в 1933 г. было принято решение о проведение капитального ремонта. Но он постоянно откладывался из-за загруженности Ленинградского судостроительного завода и крейсер решили отправить на слом. В мае 1941 г. народным комиссаром ВМФ СССР, адмиралом Н.Г. Кузнецовым уже был подписан приказ о присвоении имени «Аврора» новому крейсеру, но началась Великая Отечественная война, которая изменила судьбу корабля.

Во время Великой Отечественной войны

"Аврора" в 1944 г.
«Аврора» в военном порту Ораниенбаума 1944 г.

Перед началом войны крейсер «Аврора» находился в порту Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов) и использовался как учебный корабль. С первых же дней войны крейсер «Аврора» был включен в систему противовоздушной системы обороны. Огнем своей зенитной артиллерии он защищал небо над Кронштадтом вместе с другими кораблями и наземными батареями.

На начало войны экипаж «Авроры» составлял 260 человек. Постепенно моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли создаваемых речных военных флотилий и сухопутный Ленинградский фронт.

07 июля 1941 года на корабли Чудской военной флотилии были переданы пять орудий меньшего калибра. Вместе с ними отправились 35 человек из команды. Одно орудие 130 мм было установлено на бронепоезде «Балтиец».

8 июля 1941 г. с крейсера были сняты 9 орудий главного калибра (130-мм). Вместе с частью экипажа была сформирована артиллерийская батарея специального назначения «А» (Аврора). Ее задачей была защита Ленинграда с суши, батарея была отправлена на юго-запад от города, на Дудергофские высоты.

Орудия были установлены на позиции протяженностью 12 км, между Дудергофом (поселок Можайский) и Киевским шоссе. Личный состав батареи «А» был укомплектован с разных кораблей и частей. Из 9 орудий авроровцы командовали тремя: №2, №3 и №4.

Читайте также:  Как добраться до Петергофа

6-13 сентября 1941 г., приняв неравный бой с немцами, батарея «А» была уничтожена. Пятеро раненых матросов и девушка-сандружинница попали в плен и были казнены, их сожгли заживо.

Мемориальный комплекс «Морякам-Авроровцам»
Мемориальный комплекс «Морякам-Авроровцам»

В 1984 г. на Дудергофских высотах у Ореховой (Вороньей) горы был установлен мемориальный комплекс «Морякам-Авроровцам», включенный в Зеленый пояс Славы. Надо отметить, что мемориал был построен благодаря врачу батареи «А», вдове казненного командира орудия №5 батареи «А» Смаглия А.В. — Павлушкиной Антонине Григорьевне. Много лет она обивала пороги всевозможных инстанций, встречая полное равнодушие и бездействие чиновников. Вместо мемориала местные власти планировали построить парники.

Смаглий А.В. и Павлушкина А.Г.

В сентябре 1941 г. крейсер был сильно поврежден от попадания артиллерийских снарядов и авиабомб. Возникла угроза затопления «Авроры», получившей крен 23°. Благодаря мужественным действиям личного состава крен был выровнен и корабль посажен на грунт на ровном киле. Оставшиеся орудия были выгружены с корабля.

После войны и настоящее время

Не дожидаясь окончания войны, в 1944 г. было принято решение о восстановлении «Авроры» как легендарного памятника Октябрьской революции. В 1945-1947 гг. был осуществлен капитальный ремонт крейсера. Внешне он был приближен к своему виду в 1917 г.

Корабль стал учебной базой для воспитанников Нахимовского училища. 17 ноября 1947 г. он торжественно занял свое место на реке Большая Невка напротив здания училища.

С 1950 г. силами личного состава, энтузиастов и ветеранов «Авроры» на корабле начал создаваться музей. В 1956 г. на нем был открыт филиал Центрального военно-морского музея.

Крейсер в 1967 г.
Крейсер «Аврора» в 1967 г.

В 1961 г. крейсер перестал быть учебной базой. Но здесь по прежнему несет вахту команда матросов и офицеров, для охраны корабля и его технического обслуживания.

В 1984 г. историческое судно покинуло место вечной стоянки и было отбуксировано на судостроительный завод имени А.А. Жданова для капитального ремонта. Были заменены почти все механизмы и многие детали корпуса. В 1987 г. «Аврора» вернулась на место своей стоянки у Нахимовского Военно-морского училища.

Легендарный крейсер "Аврора"

Новый ремонт крейсера был осуществлен в 2014-2016 гг. Был обновлен корпус корабля и создана новая экспозиция действующего музея на «Авроре».

Крейсер не раз становился героем фильмов, книг, картин и песен. Самая известная песня «Крейсер «Аврора» была написана в 1973 г. Владимиром Шаинским (музыка) и Михаилом Матусовским (слова):

"Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой...
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встаёт над Невой?..."

Оцените статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий