Эрмитаж в Санкт-Петербурге — один из самых крупных и значимых музеев в мире. Он хранит богатую коллекцию произведений искусства, от античных до современных. Из них можно выделить самые интересные и ценные, так называемые шедевры Эрмитажа. Посещая музей, обратите на них внимание, они этого точно заслуживают.
- Шедевры Эрмитажа
- Часы «Павлин»
- Мадонна Литта. Леонардо да Винчи
- Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи
- Мадонна Конестабиле. Рафаэль
- Святое семейство. Рафаэль
- Скорчившийся мальчик. Микеланджело
- Юдифь. Джорджоне
- Даная. Рембрандт
- Возвращение блудного сына. Рембрандт
- Лютнист. Караваджо
- Портрет дамы в голубом. Томас Гейнсборо
Шедевры Эрмитажа
Из огромного количества величайших экспонатов, какие нужно отметить особенно? Эрмитаж является единственным музеем в России, где можно увидеть подлинные работы трех выдающихся итальянских мастеров эпохи Ренессанса — Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Из них представлены — две картины Леонардо, две картины Рафаэля и одна скульптура Микеланджело.
В 1931 г. советские власти продали две картины Рафаэля «Мадонна Альба» и «Святой Георгий и дракон» американскому коллекционеру Эндрю Меллону. «Мадонна Альба» была одним из главных сокровищ Эрмитажа, она была продана за гигантскую сумму — 2,5 млн рублей (1,16 млн долларов).
Другие картины Рафаэля удалось сохранить. «Мадонна Конестабиле» осталась в стране, потому что в те годы были сомнения в ее авторстве. А картина «Святое семейство» находилась в плохом состоянии после неудачных реставраций и покупателя на нее не нашлось.
Один из шедевров живописи Эрмитажа — картина «Юдифь» талантливого итальянского художника Джорджоне, это единственное его произведение, которое можно увидеть в России. «Дама в голубом» — тоже единственная в России и наверное лучшая работа замечательного английского живописца Томаса Гейнсборо. И еще картина Караваджо «Лютнист», тоже единственная в стране.
В зале Рембрандта представлено много картин голландского художника. Несколько картин из коллекции Эрмитажа были проданы за границу правительством СССР в 1930-е гг. Наиболее интересные работы Рембрандта — «Даная», чуть не погибшая от рук вандала и «Возвращение блудного сына» — последняя работа художника.
Невозможно пропустить и пройти мимо одного из символов Эрмитажа — часов «Павлин» XVIII века, расположенных в Павильонном зале.
Часы «Павлин»
Малый Эрмитаж, зал 204
Часы «Павлин» — уникальный часовой автомат, созданный в 1770-х годах в Лондоне мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фридриха Юри. Этот изысканный механизм представляет собой композицию из трех позолоченных фигур: павлина, совы и петуха, каждая из которых символизирует различные аспекты природы и времени.
В 1781 году часы были приобретены князем Григорием Потемкиным для императрицы Екатерины II. После доставки в Россию в разобранном виде их сборкой занимался известный русский механик Иван Петрович Кулибин. С тех пор часы «Павлин» являются частью коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.
Механизм часов до сих пор находится в рабочем состоянии. По традиции, их заводят каждую пятницу в 19:00. Посетители могут наблюдать за движением фигур и мелодичным звоном колокольчиков.
Мадонна Литта. Леонардо да Винчи
Большой (Старый) Эрмитаж, зал 214
В мире огромное количество картин с изображенными мадонной с младенцев, у одного автора может быть несколько таких картин. Чтобы отличать их друг от друга картинам часто присваивают имя владельца, либо называют по какой-либо особенности.
Название данной картины Да Винчи происходит от фамилии владельцев — знатной семьи Литта из Милана, которая приобрела картину в XVIII веке. В 1864 г. Антонио Литта предложил Эрмитажу купить эту и другие картины из своей коллекции. На следующий год директор Эрмитажа Степан Гедеонов съездил за ней в Италию и приобрел»Мадонну с младенцем», а вместе с ней еще 3 картины.
Картина была написана Леонардо да Винчи в 1481—1495 гг. Мадонна кормит грудью младенца и с бесграничной нежностью смотрит на него. Традиционные нимбы над головами святых отсутствуют, что типично для картин Леонардо. Младенец держит в левой руке щегла — символ страданий Христа и его тернового венка, так как птица питается семенами чертополоха.
Фигуры расположены на фоне темного интерьера с двумя арочными окнами, через которые виден горный пейзаж и голубое небо с облаками.
Существует мнение, что композиция и общее исполнение принадлежат Леонардо, однако некоторые детали могли быть завершены его учениками.
Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи
Большой (Старый) Эрмитаж, зал 214
Мадонна Бенуа также известная как «Мадонна с цветком» — ранняя картина итальянского художника Леонардо да Винчи, созданная между 1478 и 1480 годами. На полотне изображена Дева Мария, держащая на коленях младенца Иисуса. Младенец держит в руке цветок крестоцвета, символизирующий будущее распятие.
Название «Мадонна Бенуа» происходит от фамилии семьи Бенуа, в чьей коллекции картина находилась до 1914 г. В этом году полотно было приобретено Императорским Эрмитажем у Марии Александровны Бенуа, жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Мадонна Конестабиле. Рафаэль
«Мадонна Конестабиле» — небольшая картина, созданная Рафаэлем около 1502–1504 гг. На ней изображена Дева Мария, держащая на руках младенца Иисуса. Мадонна склонилась над книгой, которую держит в руках, а младенец тянется к ней. Картину еще называют «Мадонна с книгой» или «Мадонна с младенцем».
Считается, что «Мадонна Конестабиле» была последней работой Рафаэля, созданной им в Умбрии перед переездом во Флоренцию. Первоначально картина принадлежала герцогу Альфано ди Диаманте в Перудже, а в XVIII веке перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году император Александр II приобрел ее для своей супруги Марии Александровны. После смерти императрицы картина перешла в музей.
Полотно картины миниатюрное (всего 17,5×18 см), особую ценность ей придает роскошная позолоченная рама, выполненная по рисунку Рафаэля.
Святое семейство. Рафаэль
Новый Эрмитаж, зал 229
Картина «Святое семейство», также известная как «Мадонна с безбородым Иосифом», создана Рафаэлем Санти около 1506–1507 гг. На полотне изображены Дева Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, и святой Иосиф, стоящий рядом и опирающийся на посох. Иосиф представлен без бороды, что является редкостью для того времени, поскольку обычно его изображали с бородой, подчеркивая преклонный возраст. Отсюда и второе название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом».
Через арочный проем на заднем плане виден фрагмент пейзажа, что свидетельствует о влиянии Леонардо да Винчи на молодого художника.
Картина была приобретена императрицей Екатериной II в 1773 г. из коллекции французского коллекционера Пьера Кроза.
Скорчившийся мальчик. Микеланджело
Новый Эрмитаж, зал 230
Считается, что «Скорчившийся мальчик» был создан Микеланджело в период работы над капеллой Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции в 1530-1534 гг. В интерьере капеллы, над надгробием Лоренцо Медичи, мастер планировал разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки «скорчившихся мальчиков». Однако этот проект остался незавершенным, и только одна из фигур была осуществлена, хотя и не до конца.
Скульптура изображает обнаженного юношу, сидящего на корточках и обхватившего правую ногу руками. Поза фигуры подчеркивает напряжение и внутреннюю сосредоточенность. Микеланджело известен своей техникой «non finito» (незавершённость), когда некоторые части скульптуры остаются необработанными, создавая ощущение, что фигура словно выходит из камня. В «Скорчившемся мальчике» этот прием подчеркивает динамику и внутреннюю энергию образа.
Скульптура была приобретена императрицей Екатериной II в 1785 году и первоначально установлена в Царском Селе. Позднее она была перенесена в Эрмитаж, где и находится по сей день.
Юдифь. Джорджоне
Старый Эрмитаж, зал 217
«Юдифь» (ок. 1504) — одно из самых загадочных произведений Джорджоне, итальянского мастера эпохи Высокого Возрождения. Картина посвящена библейскому сюжету: Юдифь, отважная героиня, спасает свой народ, убив ассирийского военачальника Олоферна. Согласно преданию, когда ассирийский полководец Олоферн осадил город, Юдифь спасла свой народ, проявив незаурядную храбрость и хитрость.
План Юдифи был таков: она вошла в доверие к Олоферну, притворившись перебежчицей. Воспользовавалась тем, что военачальник был очарован ее красотой, дождалась, пока он заснет после пира, и отрубила ему голову его же мечом. После этого девушка вернулась в город с головой Олоферна, что вызвало панику в ассирийском войске и привело к его поражению.
Образ Юдифи стал очень популярным в искусстве, особенно в эпоху Возрождения. Многие известные художники, включая Боттичелли, Джорджоне, Караваджо и Климта, создавали картины, изображающие этот библейский сюжет. В их работах Юдифь часто представлена как символ победы слабого над сильным, справедливости над тиранией.
На картине Джорджоне Юдифь изображена с мечом, символизирующим ее победу над ассирийским полководцем Олоферном, голову которого она только что отсекла. Однако жестокость этой сцены почти не передается, так как Джорджоне изображает Юдифь с благородной и спокойной грацией. Поражает безмятежность девушки, которая только что совершила убийство, пусть и врага.
Даная. Рембрандт
Новый Эрмитаж, зал 254
Картина «Даная» считается одним из самых значимых произведений Рембрандта ван Рейна, созданное в период с 1636 по 1647 гг. Это не только выдающийся пример мастерства художника, но и глубокое философское размышление о судьбе, любви и божественном вмешательстве в жизнь человека.
Основой для картины послужил древнегреческий миф о Данае, дочери царя Аргоса Акрисия. Согласно предсказанию оракула, Акрисий должен был погибнуть от руки своего внука. Желая избежать этой участи, он заточил Данаю в медную башню. Однако Зевс проник к ней в виде золотого дождя, и от их союза родился герой Персей.
На картине изображен момент, когда Даная, лежащая на роскошном ложе, встречает взглядом золотое сияние, символизирующее приближение Зевса. Ее поза и выражение лица передают смесь ожидания и удивления. Служанка, отодвигающая полог, добавляет сцене динамики. В изголовье кровати находится изображение Купидона со связанными руками, что может символизировать вынужденное целомудрие.
Первоначально Рембрандт написал «Данаю» в 1636 г., используя в качестве модели свою жену Саскию ван Эйленбюрх. После ее смерти в 1642 г. художник внес изменения в полотно, придав героине черты своей новой возлюбленной Гертье Диркс. Рентгенографические исследования подтвердили эти доработки: изменилось направление взгляда Данаи, положение ее рук, а золотой дождь был заменен на золотистое свечение.
В 1772 г. «Даная» была приобретена императрицей Екатериной II для Эрмитажа из коллекции французского коллекционера Пьера Кроза. С тех пор картина является частью постоянной экспозиции музея.
15 июня 1985 г. на «Данаю» было совершено нападение: посетитель Эрмитажа облил полотно серной кислотой и нанес два ножевых пореза. В результате картина получила серьезные повреждения, особенно в центральной части. Реставрационные работы длились 12 лет, и в 1997 г. «Даная» вернулась в экспозицию музея.
Возвращение блудного сына. Рембрандт
Новый Эрмитаж, зал 254
Полотно иллюстрирует финальный эпизод притчи о блудном сыне из Евангелия от Луки (Лк. 15:11–32). На переднем плане изображен момент, когда раскаявшийся младший сын возвращается к отцу после расточительной жизни. Отец, символизирующий милосердие и прощение, склоняется к сыну, возлагая на его плечи руки в жесте принятия. Сын, одетый в изношенные одежды, стоит на коленях, выражая глубокое раскаяние.
На заднем плане видны фигуры старшего брата и двух наблюдателей. Старший брат, стоящий справа, скрестив руки, выражает осуждение и непонимание по отношению к прощению, дарованному младшему брату. Эти персонажи добавляют глубину и сложность эмоциональной сцены, подчеркивая контраст между милосердием отца и негодованием старшего сына.
Лютнист. Караваджо
Новый Эрмитаж, зал 232
«Лютнист» («Юноша с лютней») — одна из первых картин итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, созданная около 1595 г. На полотне изображен юноша, играющий на лютне. Перед ним на столе лежат нотные тетради, фрукты и цветы. Лицо музыканта освещено мягким светом, подчеркивающим его молодость и утонченность черт.
Долгое время искусствоведы спорили о поле изображенного музыканта, из-за его женственных черт. В альбомах Эрмитажа 1950-х годов картина называлась «Девушка с лютней». Однако анализ нотной партии, предназначенный для мужских голосов, подтвердил, что на картине изображен юноша.
Лютнист» был написан по заказу кардинала Франческо Марии дель Монте, покровителя Караваджо. Существует несколько версий этой картины: Эрмитажая, музея Метрополитена в Нью-Йорке и версия из Бадминтон-хауса (хранится в частной коллекции в Англии).
Портрет дамы в голубом. Томас Гейнсборо
Зимний дворец, зал 298
«Портрет дамы в голубом» — одно из самых известных произведений английского художника эпохи рококо Томаса Гейнсборо, созданное в конце 1770 — начале 1780 гг. Это великолепный пример портретного искусства XVIII века, отражающий мастерство художника в изображении изысканных образов.
На картине изображена элегантная молодая женщина в роскошном голубом платье с белыми деталями, которое изящно струится вокруг нее. Она представлена в полный рост, с легкой, непринужденной позой и меланхоличным, задумчивым выражением лица.
Точно не известно, кто стал натурщицей для этого портрета. Есть мнение, что это может быть идеализированный образ, а не конкретная женщина.