Екатерининский дворец расположен в городе Пушкин (Царское Село). Долгое время он являлся официальной императорской резиденцией и любимым местом летнего отдыха царской семьи. Во дворце расположена всемирно известная Янтарная комната, увидеть которую приезжает огромное количество туристов.
Большой Царскосельский дворец
Сайт: tzar.ru Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7. Часы работы: с 10.00 до 18.00 (касса до 16.45, вход в экспозицию до 17.00), выходной — вторник,
санитарный день — последний понедельник месяца (с ноября по апрель).
Екатерининский дворец был построен в 1724 году для жены Петра Великого — императрицы Екатерины I и назван в честь нее. Значительная перестройка была осуществлена ее дочерью Елизаветой Петровной. Большую часть времени во дворце прожила Екатерина II Великая, каждое лето она приезжала в Царское Село, это был ее любимый дом.
Изначально двухэтажный дворец в Царском Селе был небольшой и скромный, построил его немецкий архитектор Иоганн Браунштейн. В 1727 году дворец переходит по наследству Елизавете, где она долгое время живет, развлекая себя охотой. Все меняется, когда Елизавета становится императрицей, с 1742 года она начинает с энтузиазмом перестраивать его. К строительству привлекаются архитекторы М. Г. Земцов, А.В. Квасов и С. И. Чевакинский.
Но свой нынешний великолепный вид дворец, как снаружи, так и внутри, получил благодаря мастеру барокко — Франческо Бартоломео Растрелли. Он возглавляет строительство царскосельской резиденции с 1748 года. Торжественное открытие Большого дворца состоялось 30 июля 1756 года, его фасад протянулся на 325 метров.
При Екатерине II часть комнат была переделана шотландским архитектором Чарльзом Камероном. Им были созданы интерьеры для личных покоев императрицы — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальня. А также комнаты для ее сына великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня.
При Александре I в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года архитектором Стасовым создан Парадный кабинет. А при Александре II была осуществлена последняя постройка во дворце — Парадная мраморная лестница архитектора Ипполита Монигетти.
Официальное название Екатерининский, дворец получил указом Николая II в 1910 году в честь императрицы Екатерины I, раньше он назывался Большой Царскосельский. После революции императорскую резиденцию превратили в музей, который начал свою работу 9 июня 1918 года. Кроме роскошных интерьеров и старинной мебели большой интерес представляют коллекции живописи, фарфора, янтаря и художественной бронзы.
Екатерининский дворец во время войны
Сразу после начала Великой Отечественной войны началась эвакуация музейных ценностей Екатерининского дворца. В течение 83 дней небольшой группой музейных работников осуществлялись их отбор, упаковка и погрузка для отправления в тыл. Скульптуры закапывались в землю. Янтарную комнату не стали эвакуировать из-за большой хрупкости панелей, побоялись их сильно повредить.
Музейные предметы были отправлены сначала в Горький, оттуда эвакуированы в Новосибирск, последняя партия ушла в Сарапул. После того, как Ленинград оказался в блокаде, ценности отвозили в Исаакиевский собор, который во время войны стал главным музейным хранилищем города и его пригородов.
Пушкин был оккупирован немецкими войсками с 17 сентября 1941 г. по 24 января 1944 г. За это время Екатерининский дворец был полностью разграблен, вывезено было все, включая паркет и ткани со стен, а в мае 1942 года произошел сильный пожар, который полностью уничтожил южную часть дворца. Янтарная комната была вывезена в Восточную Пруссию, где впоследствии бесследно исчезла. Перед отступлением из Пушкина дворец собирались взорвать, он был заминирован авиабомбами, но его успели разминировать.
Из воспоминаний главного архитектора Ленинграда Баранова Н.В., оказавшегося в городе Пушкин на следующий день после его освобождения:
«Некогда блестящий Екатерининский дворец сейчас страшен – большая его часть была без крыши, торчали многочисленные стояки печных труб и зияли опаленные пожарами оконные проемы. … Вся эта архитектурная сказка превращена в печальное, разгромленное, занесенное снегом кладбище архитектуры, живописи и скульптуры. Над десятками… парадных залов, главной лестницей, Янтарной комнатой, Тронным залом и антикамерами не было крыши, и январское мрачное небо нависло над мертвым дворцом».
Только в 1957 году было принято решение о восстановление Екатерининского дворца. Оно осуществлялось по проекту архитектора-реставратора Александра Кедринского. Под его руководством была воссоздана легендарная Янтарная комната. Реставрационные работы продолжаются до сих пор, постепенно шаг за шагом восстанавливаются полностью или в значительной мере утраченные интерьеры.
Одна из самых масштабных последних реставраций дворца была завершена в апреле 2021 года — это роскошный Лионский зал, созданный для Екатерины II архитектором Камероном.
Екатерининский дворец на карте
Парадная лестница
Парадная лестница Растрелли находилась в южной части дворца. Екатерина II, став хозяйкой дворца, приказала демонтировать ее. Последняя версия парадной лестницы появилась при Александре II в центре дворца, ее архитектор — И. Монигетти. Она стала главным входом в Екатерининский дворец.
Лестница выполнена из белого мрамора в стиле «второго рококо», она занимают всю ширину и высоту дворца. Освещена с двух сторон окнами, расположенными в три яруса. Примечательно, что в интерьере лестницы не используется золото, в отличие от остальных залов, к этому времени золоченная резьба уже вышла из моды.
Для украшения лестницы используется восточный фарфор: японские и китайские вазы и блюда XVIII века, сохранившиеся во время эвакуации. А также мраморные, очаровательные композиции XIX века скульптура Виктора Бродзкого: на западной стороне — «Амур спящий» в раковине и на восточной — «Амур пробуждающийся».
Золотая анфилада
Парадная анфилада Екатерининского дворца была создана Растрелли. Она богато декорирована золоченной резьбой по дереву, за что и получила название Золотая. Анфилада начиналась от Парадной лестницы до Дворцовой церкви и тянулась по длине всего здания. Сейчас лестница расположена в центре дворца.
Анфилада (с французского языка — нанизывать на нитку) — это ряд гостиных, расположенных на одной оси.
По замыслу Растрелли, поднявшимся по лестнице гостям, открывался золотой коридор длиной 300 метров. С его противоположной стороны, дворцовой церкви, показывалась императрица Елизавета и торжественно шла к ждущим ее поданным, эффектно приближаясь.
Большой зал
Большой тронный зал, сверкающий золотом, поражает и восхищает не только размерами, но и богатством убранства. Считается, что это самое гениальное творение Растрелли, которое он больше не смог превзойти. Зал был создан для проведения парадных балов, маскарадов и праздников. Он украшен резьбой из дерева, покрытой сусальным золотом. 700 свечей освещали его.
Размер Большого зала более 800 квадратных метров, высота потолков около 9 метров. Благодаря огромным двухъярусным окнам и 300 зеркалам между ними, расположенных напротив друг друга, создается ощущение безграничного пространства. Потолок украшает плафон «Триумф России», выполненный в технике перспективной живописи.
Янтарная комната
Самый знаменитый интерьер Екатерининского дворца — Янтарная комната, которая считалась восьмым чудом света еще при Елизавете. Комната была утрачена во время войны и воссоздана заново мастерами-реставраторами к 300-летию Санкт-Петербурга — 31 мая 2003 г. Именно тогда произошло ее официальное открытие.
Янтарный кабинет — это мозаичные панно из кенигсбергского янтаря, изготовленные в 1709 году для королевского Берлинского двора. В 1716 году при посещении Петра I Берлина, прусский король Фридрих-Вильгельм I преподнес ему кабинет в качестве дипломатического подарка. Взамен Петр отправил высоких 55 гренадеров для прусского полка «великанов» на службу сроком 25 лет, столярный станок, судно и кубок из слоновой кости собственного изготовления.
Янтарная комната первоначально была смонтирована в Зимнем дворце Александром Мартелли, это произошло уже при правлении Елизаветы в 1743 году. В 1755 году императрица Елизавета приказала Растрелли перенести ее в Царское Село. В течение нескольких дней янтарные панно в ящиках осторожно переносили солдаты из столицы в загородную резиденцию.
Около года Растрелли создавал новый зал Екатерининского дворца — Янтарную комнату. Зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Подаренные янтарные панно он разместил симметрично, разделив их пилястрами с зеркалами, увенчанные женскими головками.
Там, где не хватало янтаря, использовались флорентийские мозаики, выполненные из полудрагоценных камней: агата, яшмы, лазурита, оникса. Мозаики подарила Елизавете Петровне австрийская королева Мария-Терезия. Комната, как все парадные залы дворца, украшена деревянной золоченной резьбой. Немецкий Янтарный кабинет превратился в русскую Янтарную комнату.
Во время Великой Отечественной войны оккупационные войска сняли янтарные панели и вывезли их в Кёнигсберг. Последний раз Янтарную комнату видели на выставке в Королевском замке. Следы ее теряются в 1945 году, во время штурма Кёнигсберга. Долгие годы Янтарную комнату пытались найти специалисты, историки, искатели сокровищ, но безуспешно.
В 1979 году было принято решение о ее воссоздании. Группа мастеров по янтарю «Царскосельской янтарной мастерской» 22 года вела кропотливую работу. Реставраторы работали по старым фотографиям, документам и рисункам Растрелли, воссоздавая Янтарную комнату с исторической точностью. Янтарь использовался, как и раньше, калининградский (кенигсбергский).
В Янтарной комнате можно увидеть работающие часы-подсвечник Елизаветы Петровны в форме дерева — это французская работа XVIII века. Они сохранились, потому что их успели эвакуировать.
Картинный зал
В Картинном зале, созданном Растрелли, находится богатая коллекция западноевропейской живописи XVII-XVIII веков: пейзажи, натюрморты, батальные и бытовые сцены, исторические и мифологические композиции. Она была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы в 1745 г. в Праге и Гамбурге художником Георгом Гроотом специально для Екатерининского дворца.
Картинный зал занимает всю ширину дворца, его площадь — 180 квадратных метров. Особенностью зала является шпалерная (ковровая) развеска картин, покрывающая сплошным ковром северную и южную стены. Картины разделены между собой только узким золоченным багетом.
В Картинном зале проводились парадные обеды, музыкальные вечера, а во время Семилетней войны дипломатические приемы и «конференции при высочайшем дворе».
В годы оккупации Пушкина большая часть коллекции была эвакуирована и поэтому до наших дней сохранилось 114 картин из 130. Сгоревший паркет Растрелли был полностью воссоздан реставраторами.