Александровский дворец в Пушкине

Александровский дворец в Пушкине, северный фасад с колоннадой, вид со стороны пруда

Александровский дворец в Пушкине — один из самых камерных и трогательных дворцов Царского Села. Он был построен Екатериной II для любимого внука, будущего императора Александра I, и сохранил атмосферу семейного уюта в отличие от парадного Екатерининского дворца. Здесь прошло детство Николая II, а позже дворец стал главным домом его семьи и местом, откуда они отправились в ссылку.

Сегодня, после масштабной реставрации, Александровский дворец вновь открыт для посетителей и поражает гармонией архитектуры Джакомо Кваренги и атмосферой личной резиденции Романовых.

Подарок Екатерины II: как появился дворец

Александровский дворец в Пушкине, вид с высоты
Александровский дворец, построенный по проекту Джакомо Кваренги, с высоты птичьего полета. Хорошо видна центральная колоннада и симметричная структура здания с двумя боковыми флигелями.

Александровский дворец появился в Царском Селе по воле Екатерины II и стал символом ее особой привязанности к любимому внуку — великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Поводом для строительства стала его свадьба с принцессой Баденской Елизаветой, в России получившей имя Елизавета Алексеевна.

Императрица решила преподнести молодоженам особый свадебный подарок — новый дворец, который должен был подчеркнуть важность династического союза и стать местом для начала их семейной жизни. Для строительства выбрали живописный участок в северной части Александровского парка.

Работы начались в 1792 году и велись очень быстро: уже к 1796 году здание было готово, и молодая чета торжественно въехала в новую резиденцию. Изначально дворец назывался «Новый Царскосельский», а привычное название «Александровский» закрепилось за ним только в 1843 году по указу Николая I — в память о первом владельце, императоре Александре I.

Так свадебный дар Екатерины II превратился в одно из самых камерных и значимых зданий Царского Села, тесно связанное с личной историей императорской семьи.

Архитектор Джакомо Кваренги и колоннада дворца

Центральная колоннада Александровского дворца в Пушкине
Центральная часть Александровского дворца с величественной колоннадой — одно из самых узнаваемых архитектурных решений Джакомо Кваренги.

Проект нового дворца Екатерина II доверила одному из своих любимых мастеров — итальянскому архитектору Джакомо Кваренги. Он приехал в Россию в 1780-е годы и стал одним из главных представителей русского классицизма. Для Александровского дворца Кваренги создал гармоничный и строгий проект, вдохновленный античной архитектурой.

Здание вытянуто в длину и имеет два боковых флигеля — восточный и западный, соединенные с центральной частью. Главным украшением фасада стала величественная колоннада из двух рядов колонн. Она образует открытую галерею на северном фасаде и придает всему зданию торжественный и уравновешенный вид.

Аркада и внутренний двор Александровского дворца в Пушкине
Частный внутренний двор Александровского дворца с мраморной плиткой и классической колоннадой — гармония строгой архитектуры в духе классицизма.

Колоннада стала не только архитектурным акцентом, но и символом дворца. В отличие от пышного Екатерининского дворца, Кваренги создал камерную и уютную резиденцию, в которой сочетались величие классического стиля и атмосфера уединённого дома.

Сам архитектор высоко ценил этот проект и называл его одним из самых удачных в своей карьере. В Александровском дворце он сумел воплотить идеал классицистической гармонии — простоту линий, симметрию и ясность форм, которые остаются актуальными и спустя более двух веков.

Позднее в оформлении интерьеров и отдельных перестройках принимали участие и другие архитекторы, но именно Кваренги заложил тот художественный и эстетический каркас, на котором зиждется история Александровского дворца. Его проект оказался настолько удачным, что спустя два столетия дворец сохранил свое обаяние и архитектурную целостность.

Планировка и особенности дворца

Александровский дворец задумывался не только как парадная резиденция, но и как удобный дом для семьи. В отличие от Екатерининского дворца, он с самого начала имел более камерный характер.

Главные парадные залы были расположены в центральной части, обращенной к парку. Здесь находились Полукруглый зал, Портретный и Бильярдный (Мраморная гостиная). Именно через эти залы вела анфилада, где проходили официальные приёмы и семейные праздники.

Флигели выполняли жилую функцию: восточный флигель позднее был перестроен для апартаментов Николая II и его семьи, а западный использовался для размещения гостей и прислуги. Внутренний двор придавал зданию уединенность и защищенность.

Слева от дворца был построен Кухонный корпус, где готовилась еда. В нем также размещались комнаты работников кухни и слуг. Сначала еду во дворец носили по улице, а в 1895-1898 гг при перестройке восточного флигеля для Николая II был построен подземный тоннель из кухни во дворец.

В 1838 г. перед колоннадой дворца были установлены две скульптуры: «Юноша, играющий в бабки» Н.С. Пименова и «Юноша, играющий в свайку» А. В. Логановского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе. Их увидел и специально приобрел для Царского Села император Николай I.

Александровский дворец скульптуры

Таким образом, планировка дворца сочетала парадное предназначение и удобство для повседневной жизни, что делало его одной из самых «семейных» резиденций Романовых.

Дворец гармонично вписан в пространство Александровского парка площадью около 200 гектаров. Парк делится на регулярную часть — Новый сад с прямыми аллеями и геометрическими партерными композициями — и пейзажную, где дорожки ведут к живописным павильонам.

Императоры и дворец

Ворота Александровского парка у дворца
Ворота Александровского парка у дворца

История Александровского дворца тесно связана с судьбами нескольких российских императоров. Каждое поколение Романовых оставляло здесь свой след, превращая дворец то в любимую резиденцию, то в почти забытый уголок Царского Села.

Александр I

Первым хозяином дворца стал внук Екатерины II — Александр Павлович. В 1796 году он с супругой Елизаветой Алексеевной торжественно въехал в новый дом. Однако, став императором, Александр I предпочитал другие резиденции и бывал в дворце сравнительно редко.

Николай I

Его младший брат, император Николай I, наоборот очень любил дворец и активно занимался его благоустройством. Дворец был подарен ему в качестве свадебного подарка и стал постоянной летней резиденцией. Здесь императорская семья пережила много радостных моментов, но были и трагедии. Во дворце умерла от туберкулеза младшая, любимая дочь императора Александра Николаевна (Адини) в возрасте 19 лет.

Александровский дворец

Александр II

Сын Николая I, император Александр II, не проявлял особого интереса к дворцу. Предпочитая жить в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, он оставил Александровский без внимания. В итоге резиденция на многие годы оказалась заброшенной и постепенно утратила былое значение.

Николай II и его семья в Александровском дворце

С Александровским дворцом особенно тесно связана судьба последнего российского императора Николая II. Он родился здесь в 1868 году и провел в этих стенах свое детство. Именно с этим местом у него на всю жизнь сохранились самые теплые воспоминания.

После свадьбы с Александрой Федоровной дворец стал их любимой загородной резиденцией, а с рождением наследника Алексея в 1904 году превратился в постоянный дом императорской семьи. В восточном флигеле были устроены личные апартаменты Николая II, Александры Федоровны и их детей.

Семья императора Николая II
Николай II с женой, дочерями и сыном

Дворец стал постоянной и главной царской резиденцией. Сюда приезжали с докладом министры и высокопоставленные чиновники, здесь проходили совещания и принимались ключевые решения по управлению государством. Царское Село фактически стало столицей государства Российского.

У наследника престола цесаревича Алексея была обнаружена гемофилия — неизлечимая болезнь свертываемости крови, передавшаяся по наследству от матери Александры Федоровны. Заболевание Алексея тщательно скрывалось, возможно именно поэтому императорская семья перебралась жить в Царское Село, навсегда покинув Зимний дворец.

Самые близкие друзья семьи, часто бывавшие в Александровском дворце — Анна Вырубова, бывшая фрейлина императрицы, и сибирский крестьянин Григорий Распутин, каким-то мистическим образом, умевшим облегчить болезнь цесаревича Алексея.

Николай II

Домашний арест и отправка в Тобольск

В Александровском дворце император со своей семьей прожил 13 лет. После Февральской революции и отречения от престола Николай с семьей находились здесь под домашним арестом. Отсюда они уехали в ссылку в Тобольск 1 августа 1917 г. и больше не вернулись.

Цесаревич Алексей
Цесаревич Алексей около паркового входа Александровского дворца, 1914-1915 гг

17 июля 1918 г. Николай с женой, детьми, доктором и слугами были тайно расстреляны большевиками в подвале Ипатьевского дома, в Екатеринбурге. Младшему ребенку, цесаревичу Алексею, было 13 лет.

После Романовых: музей, война, послевоенные годы

Дом отдыха в Александровском дворце
Танцы в одной из комнат базы отдыха в Александровском дворце, 1930

Уже 23 июня 1918 г. в любимом доме императорской семьи открылся государственный музей — Александровский дворец-музей (АДМ). Он находился в парадных залах и личных покоях Николая II в восточном флигеле. В комнатах императорских детей разместился детский дом, а в западном флигеле работал дом отдыха с рестораном для работников НКВД.

Детская колония в Детском Селе 1918 – 1919
Детская колония в Детском Селе 1918 — 1919

Царское Село было переименовано в Детское Село имени Урицкого, так как по инициативе комиссара народного просвещения Луначарского во дворцах и особняках города были размещены детские колонии. В 1937 г. в связи со 100-летней годовщиной смерти Пушкина А.С., город был переименован в Пушкин.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла кардинальные изменения в судьбу дворца.

Во время немецкой оккупации

Александровский дворец во время войны

Подготовка к эвакуации музейных ценностей началась сразу после начала войны — 23 июня. Упаковывали предметы в деревянные ящики со стружкой, иногда приходилось использовать плохо высушенное сено, не хватало упаковочного материала. Закапывали в землю парковые скульптуры.

К предметам первой очереди Александровского дворца, которые необходимо было эвакуировать относились: работы К.П. Брюллова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, Н.К. Рериха и известных западноевропейских художников.

Вместе с ценностями из Екатерининского дворца было упаковано 1928 предметов первой категории в 52 ящиках и подготовлено к транспортировке. Первая партия (вместе с другими ценностями из пригородов Ленинграда) была вывезена поездом сначала в Горький, а потом для большей безопасности переправлена в Томск и Новосибирск.

В июле и августе были отправлены еще две партии в Горький и две в Сарапул. Железнодорожное сообщение прервалось в конце августа. В начале сентября эвакуация продолжилась на грузовиках в Исаакиевский собор Ленинграда. На время войны собор стал хранилищем музейных ценностей из пригородных дворцов-музеев и домом для его сотрудников, не имеющих жилья в Ленинграде.

Благодаря вывезенным планам и чертежам царскосельских строений, фотографиям, инвентарным книгам и прочим документам удалось в дальнейшем воссоздать царскосельские дворцы.

Разрушенный дворец

17 сентября 1941 г. Пушкин был оккупирован войсками вермахта. Начался самый трагичный период в жизни города за всю его историю. Жители города умирали от голода, их отправляли в лагеря, расстреливали.

В Александровском дворце разместились немецкие и испанские воинские части, здесь находились казармы. Площадь перед дворцом была превращена в большое кладбище для офицеров вермахта. Все газоны и клумбы были усеяны могилами с немецкими крестами.

Послевоенные годы

Александровский дворец после освобождения Пушкина
Александровский дворец после освобождения Пушкина

Во время войны дворец пострадал от разрывов бомб и попадания артиллерийских снарядов, но не так сильно, как Екатерининский, Большой Петергофский, Павловский, Гатчинский и Большой Стрельнинский дворцы, полностью выгоревшие от пожара и представляющие собой руины.

Главный архитектор Ленинграда Баранов Н.В. оказавшись на следующий день в Пушкине после его освобождения так описывает Александровский дворец:

Мы подъехали к Александровскому дворцу… увидели исковерканные фасады. Перед чудесной дворцовой колоннадой… раскинулось обширное военное кладбище немцев… внутри дворец оказался опустошенным… он был превращен в казарму солдат испанской «голубой» дивизии… с тяжелым чувством мы покинули дворец.

Интерьеры парадных залов Александровского дворца почти не пострадали. Жилые комнаты Николая II и Александры Федоровны были в страшных завалах и мусоре, но достаточно хорошо сохранились. Это видно по фотографиям, сделанным сразу после освобождения Пушкина.

В довоенном фонде Александровского дворца числилось 30382 предмета, утрачены из-за войны были 11 628. Богатое собрание книг, насчитывающее около 18 000 единиц, включая особо ценные, не были эвакуированы. Все они были вывезены в Германию, назад вернулось около 5600 предметов.

Несмотря на хорошую сохранность дворца, судьба его после войны была достаточно трагичной. Сначала было предложено использовать здание, как центральное хранилище для размещения возвращенных из эвакуации предметов. В 1946 г. Александровский дворец был передан Институту русской литературы Академии наук СССР. В нем должны были быть открыться экспозиции Всесоюзного музея литературы и Музея А. С. Пушкина.

По проекту архитектора Л.М. Безверхнего институтом «Ленакадемстройпроект» была осуществлена реконструкция дворца. Сейчас ее часто незаслужено называют варварской, так как в результате были полностью уничтожены интерьеры в стиле модерн, созданные архитектором Мельцером для личных комнат Николая II и Александры Федоровны.

Но была ли возможность в условиях послевоенной масштабной разрухи восстанавливать интерьеры 40-летней давности и увековечивать память последнего царя Николая II и его семьи? Видимо нет. А вот восстановить интерьеры начала XIX века, созданные Джакомо Кваренги, вернуть их во времена Пушкина и открыть здесь музей в честь него, надежда была.

Александровский дворец
Александровский дворец 1986 г.

В результате реставрации подлинные интерьеры комнат Николая и императрицы были безвозвратно утрачены. Но Литературный музей так и не открылся, а реставрационные работы были свернуты не завершившись.

В 1951 г. дворец передали Военно-морскому ведомству для размещения научно-исследовательского института, а музейная коллекция переехала в Павловский дворец. Более полувека царский дворец капитально не ремонтировался. Военные не испытывали никакого пиетета к историческому зданию и добавили ему повреждений.

Сиреневый кабинет
Не воссозданные интерьеры Сиреневого кабинета, с его фотографией на стене

Многие годы администрация города пыталась отвоевать здание из рук военных, это удалось частично сделать только в 1997 г. В восточном флигеле здания открылась выставка «Воспоминания в Александровском дворце». В 12 залах были представлены экспозиции с вещами императорской семьи. Чтобы посетитель мог представить, как выглядели интерьеры во времена Николая II (уничтоженные в конце 1940-х годов), на стене каждого зала висела большая фотография зала.

Возрождение и реставрация

Александровский дворец
Портретный зал

 В 2009 г. Александровский дворец был передан Государственному музею-заповеднику «Царское Село», началась его масштабная реставрация интерьеров и фасадов. Уже в 2010 г., к 300-летию Царского Села, были торжественно открыты для посетителей три зала Парадной анфилады: центральный Полукруглый и отделенные от него арками с колоннадами по бокам — Портретный зал и Бильярдный зал (Мраморная гостиная).

Все залы сохранили планировку и отделку Кваренги, облицованы искусственным мрамором. В центре Полукруглого зала открывается выход в парк через дверь. Рано утром 1 августа 1917 г. через нее в последний раз вышла императорская семья из дома, чтобы отправиться в ссылку к своему трагическому финалу.

Полукруглый зал в Александровском дворце
Полукруглый зал

С сентября 2015 до 14 августа 2021 года дворец был закрыт на реставрацию. После открытия стали доступны восстановленные апартаменты Николая II и Александры Федоровны. В феврале 2023 г. был открыт еще один интерьер — Зал с горкой.

В цокольном этаже здания сделали входную зону, информационный центр, кассы, гардероб и туалеты. Здесь работают кафе и музейный магазин, находятся складские и технические помещения.

В 2009 году дворец передали музею-заповеднику «Царское Село». В 2010 году открыли три зала парадной анфилады — Полукруглый, Портретный и Бильярдный (Мраморную гостиную). В феврале 2023 года представили «Зал с горкой», входящий в анфиладу; в цоколе оборудованы входная зона, гардероб, кассы, кафе и музейный магазин.

Экспозиция: «Путешествие в императорском поезде»

Воссозданный интерьер «синего вагона» императорского поезда, VR-экспозиция в Александровском дворце.
VR-реконструкция императорского вагона в Александровском дворце.

Посещение Александровского дворца можно дополнить еще одним необычным впечатлением — выставкой «Путешествие в императорском поезде». Она расположена во входной зоне дворца и создана музеем-заповедником «Царское Село» совместно с Музеем железных дорог России.

Экспозиция знакомит гостей с уникальной страницей истории — императорскими поездами, которые в XIX веке называли «дворцами на колесах». Для дальних поездок строились специальные вагоны с роскошной отделкой, удобными диванами, кабинетами и даже небольшими гостиными.

До наших дней сохранились лишь три подлинных императорских вагона, изготовленных в Германии в 1870-х годах для Александра II и его семьи. Сейчас они экспонируются в Музее железных дорог Финляндии в городе Хювинкяа и считаются единственными уцелевшими российскими императорскими вагонами в мире.

Интерьер императорского вагона Александра II XIX века с зелёной кожаной отделкой, Музей железных дорог Финляндии, Хювинкяа.
Интерьер императорского вагона Александра II. XIX век, Хювинкяа, Финляндия.

В Александровском дворце воссоздана атмосфера этих поездок:

  • можно совершить VR-путешествие (10–15 минут), погрузившись в интерьер вагона;
  • пройти VR-квест (20–60 минут), чтобы почувствовать себя пассажиром царской семьи.
  • Билеты: VR-путешествие — 250 ₽, VR-квест — 500 ₽.
  • Режим работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 (кроме среды; санитарный день — последний четверг месяца с ноября по март).
  • Возрастное ограничение: 12+.

Выставка «Путешествие в императорском поезде» дает уникальную возможность совместить осмотр восстановленных интерьеров императорской резиденции с «путешествием» в царских вагонах, которые когда-то называли настоящими «дворцами на колесах».

Информация для посетителей

Центральный вход в Александровский дворец в Пушкине, современный вид.
Вход в музей Александровский дворец в Пушкине
  • Адрес: г. Пушкин (Санкт-Петербург), ул. Дворцовая, д. 2
  • Официальный сайт: https://tzar.ru
  • Режим работы: ежедневно, кроме среды; санитарный день — последний четверг месяца (с ноября по март).
  • Часы: 10:00–18:00 (касса до 16:45, вход до 17:00).

Как добраться

До Пушкина удобнее всего доехать от Санкт-Петербурга.

  • На электричке: с Витебского вокзала до станции «Царское Село», далее автобус №371 или маршрутка.
  • На автобусе — №187, 342, 347 от метро «Купчино».
  • На такси/личном автомобиле — на территории есть парковка.

Лучшее время для посещения — будние дни утром, когда меньше туристов и можно спокойно насладиться атмосферой и архитектурой. Не забудьте прогуляться по Александровскому парку — это отличное дополнение к осмотру дворца.

Поделитесь статьей в соцсетях:
Dostop — карта впечатлений
Добавить комментарий