Дворец Юсуповых в Санкт-Петербурге

Во время прогулки по набережной реки Мойка в Северной столице, нельзя не обратить внимание на великолепный дворец, принадлежавший князьям Юсуповым. Юсуповский дворец на Мойке известен загадочным убийством Григория Распутина — духовного наставника и друга императора Николая II и его семьи, а также роскошью и красотой интерьеров.

Юсуповский дворец на Мойке

Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Сайт: yusupov-palace.ru Адрес: набережная Мойки, 94. Ближайшее метро: Садовая, Сенная площадь. Вход на экскурсии с ул. Декабристов, 21. Для посетителей театра вход со стороны Мойки. Часы работы дворца: ежедневно с 10.00 до 19.30. Касса открыта с 09.30 до 18.00.

  • Юсуповский дворец на Мойке был построен в 1770-е годы французским архитектором Ж.-Б. Валлен Деламотом для графа Шувалова А.П.
  • Элегантный фасад величественного желтого здания украшает портик с шестью белоснежными колоннами. Он занимает все пространство от набережной Мойки до улицы Декабристов.
  • Здание перестроено в 1830-1838 годах архитектором Михайловым А.А., также к оформлению дворца приложили руки архитекторы — Монигетти, Белобородов, Степанов А.А.
  • С 1830 до 1917 года владельцами дворца были князья Юсуповы.
  • После революции 1917 года из дворца сначала сделали музей дворянского быта, а потом передали работникам просвещения — здесь открыли Дворец культуры.
  • Большая часть художественной коллекции была передана в Эрмитаж.
  • Осенью 1941 года во дворец попало несколько бомб, одна из них взорвалась в подвале.
  • Во время блокады во дворце размещался эвакогоспиталь. В парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки.
  • Сейчас в здании Юсуповского дворца работает музей, где можно полюбоваться роскошными интерьерами и жилыми покоями, а в знаменитом подвале представлена выставка «Убийство Григория Распутина».

Дворец Юсуповых на карте

История дворца Юсуповых на Мойке

Юсуповский театр
Юсуповский театр

Место, на котором сегодня стоит Юсуповский дворец, когда-то находилось во владении племянницы Петра Великого – царевны Прасковьи Ивановны. О ней известно мало, поскольку государственными делами эта вельможная дама не занималась, да к тому же скончалась в возрасте 36 лет. Так же рано умерли ее супруг и единственный сын.

Незадолго до смерти царевна решила преподнести свое имение Семеновскому полку в качестве подарка, и оно находилось в распоряжении военных почти двадцать лет.

В период царствования Елизаветы Петровны, а именно в начале 40-х годов XVIII века, генерал Петр Шувалов – не последний человек при царствующем дворе, выкупил территорию усадьбы у семеновцев и построил там здание в два этажа. Его сын Андрей, живший уже во времена Екатерины II, пригласил архитектора Ж.-Б. Валлена-Деламота, чтобы тот перестроил особняк.

Спальная комната Юсуповского дворца
Парадная спальная комната

В 1795 году усадьбу, которая тогда именовалась Шуваловской, выкупила императрица Екатерина у тогдашних ее хозяев и подарила своей близкой подруге — племяннице Г. Потемкина графине Александре Браницкой. В 1830 году она продала дворец своему родственнику — князю Борису Николаевичу Юсупову.

Представители династии Юсуповых стали последними владельцами дома на Мойке. Князь Б.Н. Юсупов был первым его хозяином — чрезвычайно богатым и влиятельным представителем столичной элиты.

Юсуповы

Белая гостиная Юсуповского дворца
Белая гостиная

В течение почти 90 лет знаменитый дворец на Мойке принадлежал Юсуповым. Первыми носителями фамилии Юсуповых стали сыновья человека, не имевшего никакого отношения к Руси – одного из главарей Ногайской Орды Юсуф-мирзы. Юсуф-мирза не был союзником Москвы, более того, воевал с ней и погиб во время одного из сражений. Сыновья его перешли на службу к Ивану Грозному и стали Юсуповыми.

Династия Юсуповых являлась одной из самых влиятельных в России, по богатству не уступающая императорской семье Романовых. Ювелирная коллекция Юсуповых занимала второе место после собрания драгоценностей Российского императорского дома. Она была дополнена коллекцией бриллиантов, собранной князем Борисом Николаевичем Юсуповым (1794—1849).

Однако, в отличие от своих предков, Борис Николаевич не смог обзавестись потомком мужского рода, чтобы передать свой род. Его единственной наследницей была дочь Зинаида. Чтобы не прервалась династия, по разрешению Императора, муж Зинаиды — Феликс Сумароков-Эльстон, принял фамилию и титул своего тестя, и именовался князем Юсуповым.

В браке родились два сына — Николай, который погиб на дуэли и Феликс, ставший одним из участников убийства Распутина. Возможно, на его решение повлияло отношение к Распутину матери — Зинаиды Юсуповой, которая испытывала ненависть к старцу, из-за чего у нее произошел разрыв с императрицей. Убийство Распутина, по мнению Зинаиды Юсуповой, избавило Россию от монстра, который мог принести гибель стране.

Юсуповы
Феликс и Ирина Юсуповы

Феликс Юсупов женился на внучке Александра III великой княжне Ирине Романовой, у них родилась дочь. Юсуповы считались самой красивой парой не только у себя на родине, но и в Европе, хотя князь, по мнению многих, придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации. Несмотря ни на что, брак оказался счастливым, Юсуповы прожили всю жизнь вместе.

Дочка Юсуповых Ирина вышла замуж за графа Шереметева, на чем династия Юсуповых прервалась.

Помимо дворца на Мойке, у Юсуповых было еще множество резиденций. Самые известные из них:

  • Дворец на Садовой в Санкт-Петербурге;
  • Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге;
  • Дача Зинаиды Юсуповой в Пушкине;
  • Дворец в Москве;
  • Подмосковная усадьба Архангельское;
  • Крымский дворец в Мисхоре;
  • Французский замок Керьоле и другие.

Дворец на Мойке при Юсуповых

Когда хозяином усадьбы на Мойке стал Н.Б. Юсупов, была начата реконструкция особняка. В соответствии с проектом А. Михайлова был надстроен третий этаж, созданы Белоконный (Банкетный) зал, художественные галереи, театр для столичной знати, садовый павильон и оранжерейное хозяйство. Вход превратился в монолитную лестницу, а весь второй этаж с помощью итальянских художников стал чередой залов – Императорского, Зеленого, Танцевального и комнат для гостей.

На рубеже XIX и ХХ веков в Юсуповском дворце появились водопроводная и канализационная системы, к которым добавилось электричество. Была проведена значительная перестройка Большой и Мавританской гостиной, Столовой, Большого зала и домашнего театра. Все работы были закончены в 1916 году. Правда, хозяева не успели насладиться новой отделкой здания, началась революция.

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке

Интерьеры Юсуповского дворца создавались известными итальянскими и русскими мастерами. Хотя далеко не все детали оформления и произведения искусства сохранились во дворце, внутреннее убранство поражает своим великолепием. Все свидетельствует об изысканном вкусе хозяев и их огромных возможностях.

Каждый зал этого удивительного дворца обладает уникальной цветовой гаммой, подчеркивающий его назначение и архитектурный стиль. Самый известный интерьер Юсуповского дворца на Мойке — домашний театр.

Парадная лестница

Парадная лестница Юсуповского дворца
Парадная лестница

Зайдя во дворец со стороны Мойки, гость видит парадную лестницу из белого каррарского мрамора, созданную по проекту Александра Михайлова и позднее перестроенную Ипполитом Монигетти. Освещает лестницу огромная люстра на 180 свечей, вход на лестницу украшают сфинксы. На потолке и стенах — ажурная лепнина и аллегорические фигуры Азии, Африки, Европы и двух Америк, символизирующие гостеприимство.

Банкетный (Белоколонный) зал

Банкетный зал Юсуповского дворца
Банкетный зал Юсуповского дворца

Самый большой и изысканный зал Юсуповского дворца — Банкетный. Он занимает высоту в два этажа, украшен колоннадой из 24-х колонн белого искусственного мрамора, поэтому его еще называют Белоколонным. Юсуповский оркестр размещался на высоких хорах-балконах по сторонам зала. В Банкетном зале проходили концерты, благотворительные базары и приемы.

Танцевальный зал

Дворец Юсуповых Танцевальный зал
Танцевальный зал

Соседний с Банкетным залом — Танцевальный зал, в нем хорошо была слышна музыка из Банкетного зала. Здесь проходили балы, на которых присутствовал весь свет Петербурга, в том числе императорская семья. Зал украшают огромные зеркала, огороженные хрустальными балясинами и светильники, размещенные по периметру, на потолке — танцующие нимфы.

Зал Антонио Виги

Зал Антонио Виги получил свое название в честь итальянского художника и был создан по проекту Бернара Симона. На потолке зала находится плафон с живописью Антонио Виги — «Триумф Геркулеса».

Кабинет князя Юсупова

Кабинет Юсуповский дворец

Следующая комната представляет собой рабочий кабинет князя, одновременно она служила библиотекой. Здесь располагалась одна из наиболее полных и ценных библиотек в Российской империи, в которой находились Библия XVI века, напечатанная на пергаменте, а также коллекция старинных медалей и монет.

Здесь за потаенной дверью, в 1925 году были обнаружены 27 писем Пушкина А.С., адресованные родственнице Юсуповых — Елизавете Хитрово.

Мавританская гостиная

Мавританская гостиная в Юсуповском дворце
Мавританская гостиная

Из кабинета можно попасть в бильярдную или, по-другому, Турецкий кабинет. А следующая комната квинтэссенция всего Юсуповского дворца – Мавританская гостиная. Над ее оформлением работали итальянец Монигетти и русский архитектор Степанов.

Здесь удивительно всё – стены, обитые тисненой кожей и покрытые восточным орнаментом из золота, полы из мрамора, украшенные оригинальными рисунками, облицовка камина, сделанная из оникса и, наконец, расположенный в центре комнаты бассейн, изготовленный из монолита каррарского мрамора, с фонтаном посередине. Мавританская гостиная выполнена по мотивам знаменитого испанского дворца Альгамбра.

Картинная галерея

Античный зал Юсуповского дворца
Античный зал

К 1917 году коллекция живописи Юсуповых насчитывала более 1200 полотен и включала в себя работы Рембрандта, Рубенса, Тьеполы, Веласкеса. Картинная галерея размещалась в Николаевском зале, названном в честь Николая Борисовича Юсупова — старшего, основателя коллекции, Драгоценном зале (по-итальянски Прециоза) и Малой ротонде.

В Античном зале находились античные скульптуры. После революции они были переданы в Эрмитаж, сейчас в зале представлены копии некоторых из них.

Домашний театр Юсуповых

Юсуповский театр

Театр во дворце изначально был построен еще архитектором Михайловым, но выглядел достаточно скромно. В 1860-е годы был перестроен архитектором Ипполитом Монигетти. Современный и роскошный вид Юсуповский театр приобрел в 1899 году благодаря архитектору Александру Степанову. Уникальный домашний театр стал главной достопримечательностью и изюминкой дворца на Мойке.

Небольшой зал рассчитан на 180 зрителей. Сразу бросаются в глаза роскошная Княжеская ложа и потолок, расписанный Эрнестом Липгартом. На сцене Юсуповского театра выступали Федор Шаляпин, Ференц Лист, Полина Виардо, Анна Павлова, дирижерами оркестра были Эдуард Направник и Людвиг Минкус. Роль фойе выполняет великолепный Римский зал с мраморной лестницей для входа в партер.

Сейчас театр является действующим, в него можно попасть без посещения дворца. Билеты продаются на сайте и в кассе музея. Здесь проходят спектакли-променады, где действие разворачивается не только в театре, но и в залах дворца.

Распутин

Григорий Распутин — сибирский крестьянин, имевший громадное влияние на царскую семью. Наш Друг, так называли его между собой Николай II и его жена Александра. Во многом преданность и привязанность к Распутину была связана с болезнью их сына — наследника Алексея. Мальчик страдал от гемофилии — редкого, неизлечимого заболевания, которое держалось в тайне от всех. Распутин каким-то образом облегчал приступы болезни, за что и получил безоговорочную веру в его святость.

Но вся остальная многочисленная Романовская семья, не приняла мужика Распутина, устраивающего пьяные дебоши и оргии в ресторанах, на глазах Петербурга и Москвы. Предпринимались многочисленные попытки открыть глаза царю на проделки Распутина, но все, кто выступали так или иначе против всесильного мужика попадали в опалу или в отставку. К концу своего правления из-за Распутина царская семья сильно отдалилась от всех, кто раньше был ей близок.

Чтобы освободить царя от губительного влияния Распутина, в высших кругах созрел заговор убийства опостылевшего старца. После первого покушения в 1914 году Распутин выжил, новая попытка была намечена на ночь 17 декабря 1916 года.

Убийство Григория Распутина

Совершить убийство было задумано в подвальной части дворца Юсуповых на Мойке, где были бы не слышны выстрелы. Сюда Феликс Юсупов пригласил Распутина, чтобы познакомить его со своей женой Ириной — родной племянницей царя. Но Ирина в действительности была в Крыму, а наверху в гостиной находились остальные заговорщики — поручик Сухотин, черносотенец Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат Николая II) и доктор Лазоверт.

Феликс предложил Распутину отравленные цианидом пирожные и вино, но по неизвестным причинам яд не подействовал. Возможно, Распутин просто отказался от еды и вина. Юсупов поднялся наверх к заговорщикам, взял револьвер и вернувшись к Распутину выстрелил в него.

Пока заговорщики наверху праздновали смерть мужика и ждали, когда город опустеет, чтобы вывезти труп, раненный Распутин пришел в себя, выбрался из подвала во двор и пытался сбежать. Но был застрелен у самых ворот. По официальной версии выстрелы во дворе сделал Пуришкевич, но скорее всего, они принадлежали любимцу царя великому князю Дмитрию, отличному стрелку, участнику Олимпийских игр 1912 года. Дмитрий был известен своей непримиримой позицией к Распутину, из-за чего не состоялась его помолвка со старшей дочерью императора Ольгой.

Тело было сброшено с Петровского моста в реку. Как позднее выяснилось при вскрытии, Распутин был все еще жив, когда его кинули в реку, так как в легких была обнаружена вода. Убийцы забыли привязать гирю к телу Распутина, и оно всплыло обледеневшее уже утром 19 декабря.

Убийство Распутина было воспринято обществом с воодушевлением, как патриотический акт. Заговорщиков поздравляли и прославляли. Великого князя Дмитрия император в качестве наказания отправил в Персию на войну, а Феликса Юсупова отправил в ссылку, в деревню.

Распутин был тайно захоронен в часовне при строящемся храме Серафима Саровского на территории Александровского парка в Царском Селе. Сюда приходила царица с дочерями, чтобы помолиться. Могила старца была обнаружена после Февральской революции и ареста императорской семьи. Глава Временного правительства Керенский приказал уничтожить тело, что и было выполнено: труп Распутина сожгли ночью 11 марта.

Несмотря на то, что главный участник убийства — Феликс Юсупов, подробно описал события той ночи в своих воспоминаниях, выпустив книгу «Конец Распутина», остается много вопросов. Феликс, судя по всему, что-то приукрасил, а что-то скрыл.

Сейчас картина убийства Распутина воссоздана в подвале дворца. Здесь представлена мизансцена с восковыми фигурами каждого заговорщика и их жертвы. На стендах можно ознакомиться с фотографиями и документами, касающихся тех событий.

Оцените статью
Добавить комментарий