Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (Храм во имя Воскресения Христова) — это памятник, воздвигнутый на месте убийства террористами императора Александра II. Храм выделяется среди петербургской архитектуры своим ярким и необычным видом, является красивейшим храмом не только города, но и страны. Стилистически схож с храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Храм Спас на крови в Санкт-Петербурге
Сайт: cathedral.ru Адрес: наб. канала Грибоедова, 2А Ближайшая станция метро: Невский проспект. Как добраться: автобусы: 3, 22, 27, троллейбусы: 5, 7, 11
Часы работы: с 10.30 до 18.00, касса до 17.30, выходной – среда. Стоимость входного билета: 350 руб., детям от 7 до 18 лет, студентам, пенсионерам РФ и Беларуси — 100 руб.
Уникальность петербургского Спаса на Крови — в мозаичном украшении внутреннего интерьера храма общей площадью 7065 квадратных метров, что является крупнейшей мозаичной экспозицией в Европе.
Храм Спаса на Крови расположен в самом центре Санкт-Петербурга рядом с Невским проспектом, Казанским собором и Дворцовой площадью — на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала). Является одним из самых известных и посещаемых мест Санкт-Петербурга.
Храм во имя Воскресения Христова абсолютно нетипичный для Санкт-Петербурга и больше вписывается в архитектуру Москвы. С основания города здесь строились церкви на западный манер: Петр I тяготел ко всему европейскому. Его правнук Александр III, по чьему указу строился храм, был полной его противоположностью и любил все русское. Храм Спаса на крови вобрал в себя лучшие элементы московских и ярославских церквей XVII века: тут и наличники и кокошники, пояски и кружева.
В храме два главных места: алтарь и сень, под которой находятся фрагменты набережной: чугунная решетка канала, гранитные плиты тротуара и булыжники мостовой, обагренные кровью, на которые упал смертельно раненый император. Сень поддерживается колоннами из серо-фиолетовой яшмы, венчает ее крест из топаза.
Покушения на Александра II
Александр II — царь-освободитель, отменивший крепостное право в 1861 году и реформатор. В годы его правления было создано и укреплено революционное движение, основными идеями которого стали отмена самодержавия, политические свободы, созыв Учредительного собрания. Разочаровавшись в хождение в народ и попытках вовлечь крестьян в революционную деятельность, революционеры переключились на студентов и рабочих.
Постепенно главным оружием революционерных обществ стал террор, а его главным объектом стал император Александр II. Исполнительный комитет террористической организации «Народная воля» вынес смертный приговор царю и все силы бросил на его исполнение.
Семь покушений было совершено на царя-Освободителя за его жизнь. Последние шестое и седьмое произошли 1 марта (по старому стилю) 1881 года. Александр II возвращаясь из Михайловского манежа, заехал в Михайловский дворец, где пил чай со своей кузиной великой княгиней Екатериной Михайловной и своим братом великим князем Михаилом .
В 14 часов император выезжает в Зимний дворец и поворачивает на Екатериниский канал. Здесь его ждут метальщики бомб, члены «Народной воли». Первый метальщик Тимофей Михайлов сбегает, не найдя в себе сил бросить бомбу. Второй метальщик — девятнадцатилетний Николай Рысаков бросает бомбу в белом платочке под копыта лошадей.
Взрывом убит казак из царского сопровождения, второй контужен. Смертельно ранен мальчик, случайно проходивший мимо. Ранены городовой и прохожий. Не пострадавший император выходит из кареты, чтобы взглянуть на убитых и раненых. Несмотря на уговоры окружающих уехать, как можно скорее во дворец, Александр идет к задержанному террористу, чтобы взглянуть на него.
Гибель царя-освободителя
Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.
Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.
Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.
Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.
Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».
Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.
Последствия убийства царя
Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.
Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.
Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:
«Когда я вошла к себе, к друзьям, которые еще ничего не подозревали, то от волнения едва могла выговорить, что царь убит. Я плакала, как и другие; тяжелый кошмар, давивший в течение десяти лет молодую Россию, был прерван; ужасы, тюрьмы и ссылки, насилия и жестокости над сотнями и тысячами наших единомышленников, кровь наших мучеников – все искупала эта минута, эта пролитая нами царская кровь.»
К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.
«Народ проявил полное равнодушие к факту цареубийства, и, когда спуск штандарта возвестил ему о кончине освободителя, он начал спокойно расходиться. Больше ничего не было — ни баррикад, ни революции… И глухая тоска о несбывшемся черной тучей вползала в сердце… » Из автобиографической книги «Так было» революционерки, члена «Народной воли» В.И. Дмитриевой о 1 марта 1881 г.
История создания храма
Уже на следующий день после смерти Александра II Городская Дума просила нового императора Александра III возвести памятник или часовню на средства города в честь убитого царя. Сначала на месте гибели возвели временную часовню по проекту Л.Н.Бенуа , которая простояла до начала строительства храма.
Несколько раз проводился конкурс на лучший проект храма-памятника. Он должен был быть «истинно русским», а место убийства на мостовой входить в сам храм в виде особого придела.
Наконец Александр III выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева).
Торжественная закладка храма произошла 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы. Первый камень положил сам Александр III. Он не дожил до окончания строительства. Храм Спаса на крови строился 24 года и на его освящении 19 августа 1907 года присутствовал последний российский император Николай II со своей женой императрицей Александрой Федоровной.
Стройка затянулась по многим причинам:
- современное оснащение: паровое отопление, электрификация (храм освещают 1689 лампочек);
- отказ от свайного фундамента, вместо него используется сплошное бетонное основание и бутовая кладка;
- трудоемкие мозаичные работы;
- близость к воде — здание нависает над каналом, поэтому использовалась сложная система гидроизоляции.Если посмотреть на карту, видно как прямые линии Екатерининского канала и набережной были изменены для создания храма — сделан выступ набережной над каналом.
Общая стоимость строительства храма составила 4 606 756 рублей.
Судьба храма-памятника
Храм Спаса на крови был необычным:
- он не был приходским, финансировался государством;
- был не рассчитан на массовые службы, вход осуществлялся по пропускам;
- все службы посвящались памяти Александра II.
В 1917 году государственное финансирование было прекращено и храм Спаса на крови существовал на пожертвования. В 1919 его сделали приходским, а в 1930 году окончательно закрыли. Здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев, которые в 1934 году устроили здесь выставку, посвященную событиям 1 марта и истории «Народной воли».
В 1938 году было принято решение разобрать храм Спаса на крови. Но нагрянувшая война в 1941 году отодвинула эти планы на неопределенное время. Удивительно, что храм сохранился в советское время. Мало того, что это культовое сооружение, но одновременно еще и величественный памятник царю, убитого революционерами.
Во время блокады Ленинграда в храме размещался морг: сюда привозили умерших горожан. После войны здесь был склад овощей и декораций Малого оперного театра. В 60-е годы здесь была обнаружена бомба
В 1968 году он наконец переходит в ведение Государственной инспекции по охране памятников, а позднее становится филиалом музея «Иссакиевский собор». В 1972 году началась длительная реконструкция храма длиной в 24 года.
Музей-памятник в Храме Спаса на крови был открыт 19 августа 1997 года — ровно через 90 лет с момента его освящения. Теперь осмотреть и полюбоваться внутренним убранством может каждый желающий.